Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального и психического развития, особенности их обучения и воспитания.
Семинарское занятие 1. Коррекционная педагогика в системе современных наук. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет и задачи курса коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний. 2. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. 3. Сущность, содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками. Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности. 4. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка. Критерии явления «норма – аномалия». 5. Классификации видов психического дизонтогенеза. Задания к занятию: 1. Создайте схему, раскрывающую предмет, объект коррекционной педагогики, ее задачи и отрасли, взаимосвязь с коррекционной педагогикой. 2. Разграничьте интересы двух таких научных отраслей педагогики, как коррекционная педагогика и специальная педагогика (дефектология). 3. Проанализировать основные понятия коррекционной педагогики: дефект, депривация, дазадаптация, дизонтогенез, девиация, коррекция, компенсация, декомпенсация, абилитация, адаптация, социальная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями. 4. Дайте определение понятий «аномальный ребенок» и «аномальное развитие». Какими современными терминами можно их заменить? Приведите примеры особых потребностей детей с нарушениями в развитии. 5. Выразите своё мнение к изучению студентами специальной (коррекционной) педагогики. Ознакомиться с Профессиональным стандартом педагога. 6. Создать мультимедийную презентацию «История развития коррекционной педагогики в лицах». Или составить глоссарий персоналий – учёных заложивших основы коррекционной педагогики. 7. Знать Учения Л.С. Выготского о зонах развития, учение о структуре дефекта, закономерности развития (общие и специфические), виды дизонтогенеза, теория сверхкомпенсации. 8. Разработать схему критериев оценки явления «норма-отклонение» по разным авторам. 9. Составить схему «Классификации нарушений развития».
Литература: 1. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. – М., 1996. 2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2010. – 272с. 3. Дефектологический словарь. М., «Педагогика», 2010.- 356 с. 4. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева и др.; под ред. В.С.Кукушина - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 352с. 5.Коррекционная педагогика / Под. ред. Б.П. Пузанова. М., 1998. 6.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. 7. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб, 1994. 8. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт. сост. С.В.Лауткина – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 211с.
Семинарское занятие 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального и психического развития, особенности их обучения и воспитания. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «умственная отсталость» и её классификации. 2. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития. Классификация ЗПР. 3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью: познавательная, эмоционально-волевая сфера, особенности коммуникации и мотивации. (Сравнительный анализ). 4. Организация обучения и воспитания детей с различными формами умственной отсталости. 5. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР. Задания к занятию: 1. Являются ли понятия «аномальный», «умственно отсталый», «олигофрен» идентичными? Обоснуйте. 2. Подготовьте реферат по книге О. Шпека «Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание», М., 2003. Какие гуманистические идеи пропагандирует немецкий ученый? 3. Подготовить доклад на тему «Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью». 4. Составить таблицу «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний». Составить схему «Отличие умственной отсталости и задержки психического развития». 5. Заполните таблицу « Причины нарушений психического развития» (врожденные, приобретенные). Литература: 1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – С. 37-46. 2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. – М., 1996. 3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985. 4. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб.пособие / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2000. -276с. 5. Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. 6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. 7. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб, 1994. 8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002. 9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979. 10. Ильенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|