Здавалка
Главная | Обратная связь

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального и психического развития, особенности их обучения и воспитания.

Семинарское занятие 1.

Коррекционная педагогика в системе современных наук.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи курса коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

2. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

3. Сущность, содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками. Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.

4. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка. Критерии явления «норма – аномалия».

5. Классификации видов психического дизонтогенеза.

Задания к занятию:

1. Создайте схему, раскрывающую предмет, объект коррекционной педагогики, ее задачи и отрасли, взаимосвязь с коррекционной педагогикой.

2. Разграничьте интересы двух таких научных отраслей педагогики, как коррекционная педагогика и специальная педагогика (дефектология).

3. Проанализировать основные понятия коррекционной педагогики: дефект, депривация, дазадаптация, дизонтогенез, девиация, коррекция, компенсация, декомпенсация, абилитация, адаптация, социальная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями.

4. Дайте определение понятий «аномальный ребенок» и «аномальное развитие». Какими современными терминами можно их заменить? Приведите примеры особых потребностей детей с нарушениями в развитии.

5. Выразите своё мнение к изучению студентами специальной (коррекционной) педагогики. Ознакомиться с Профессиональным стандартом педагога.

6. Создать мультимедийную презентацию «История развития коррекционной педагогики в лицах». Или составить глоссарий персоналий – учёных заложивших основы коррекционной педагогики.

7. Знать Учения Л.С. Выготского о зонах развития, учение о структуре дефекта, закономерности развития (общие и специфические), виды дизонтогенеза, теория сверхкомпенсации.

8. Разработать схему критериев оценки явления «норма-отклонение» по разным авторам.

9. Составить схему «Классификации нарушений развития».

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. – М., 1996.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2010. – 272с.

3. Дефектологический словарь. М., «Педагогика», 2010.- 356 с.

4. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева и др.; под ред. В.С.Кукушина - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 352с.

5.Коррекционная педагогика / Под. ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.

6.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

7. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб, 1994.

8. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт. сост. С.В.Лауткина – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 211с.

 

Семинарское занятие 2.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального и психического развития, особенности их обучения и воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «умственная отсталость» и её классификации.

2. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития. Классификация ЗПР.

3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью: познавательная, эмоционально-волевая сфера, особенности коммуникации и мотивации. (Сравнительный анализ).

4. Организация обучения и воспитания детей с различными формами умственной отсталости.

5. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР.


Задания к занятию:

1. Являются ли понятия «аномальный», «умственно отсталый», «олигофрен» идентичными? Обоснуйте.

2. Подготовьте реферат по книге О. Шпека «Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание», М., 2003. Какие гуманистические идеи пропагандирует немецкий ученый?

3. Подготовить доклад на тему «Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью».

4. Составить таблицу «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний». Составить схему «Отличие умственной отсталости и задержки психического развития».

5. Заполните таблицу « Причины нарушений психического развития» (врожденные, приобретенные).

Литература:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – С. 37-46.

2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. – М., 1996.

3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

4. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей

и подростков: учеб.пособие / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2000. -276с.

5. Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

7. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб, 1994.

8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.

9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

10. Ильенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.