Алгоритм системного анализа учебника по праву
- Выходные данные учебника:
1.1. Автор(ы) учебника.
1.2. Название учебника.
1.3. Адресат учебника (класс, уровень образовательной программы, структура правового образования).
1.4. Место и год издания.
1.5. Гриф органов управления образованием (кем рекомендован (допущен) к использованию в качестве учебника).
- Анализ структуры и содержания учебника:
2.1. Содержание курса, его соответствие программам школьных курсов права.
2.2. Характер курса (элементарный, систематический, интегрированный).
2.3. Цели изучения данного правового курса и права в целом в понимании авторов учебника (на основе анализа «Введения» и «Заключения»).
2.4. Методологическая основа учебника (подход к интерпретации права, реализуемый авторами).
2.5. Структура учебника: принципы деления на разделы, главы, параграфы.
2.6. Анализ текста учебника:
Основной текст
| Ссылки на страницы учебника, примеры, суждения
|
- Какие виды текста использованы?
*вводный;
*информационный;
*обобщающий;
*заключительный.
|
|
- Какие приемы изложения использованы?
А) повествование:
*сюжетный рассказ;
*простое информативное сообщение;
*персонификация (как форма сюжетного повествования);
*драматизация (как форма сюжетного повествования);
*интервью;
*воображаемое путешествие.
Б) описание:
*схематичное описание;
*аналитическое описание.
В) характеристика:
*описательная;
*сравнительная;
*обобщающая.
Г) объяснение;
Д) рассуждение.
|
|
3. Обладает ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?
|
|
4. Насколько теоретический материал соответствует возрастным познавательным возможностям учеников?
|
|
5. Каково соотношение материала по различным отраслям права (конституционного, административного, семейного, уголовного и т.п.)?
|
|
6. Какие ценности (мировоззренческие и нравственные) декларируют авторы учебника, отбирая учебный материал, комментируя выдержки из нормативно-правовых актов?
|
|
Дополнительный текст
|
- Какие виды текста представлены?
*выдержки из нормативно-правовых актов;
*фрагменты работ юристов;
*фрагменты научно-популярной литературы.
|
|
- Какие виды таблиц предложены?
- иллюстрированные;
- сравнительно-обобщающие;
- конкретизирующие;
- синхронистические.
|
|
3. Какую роль, по замыслу авторов, играет в учебнике дополнительный текст (иллюстрирует, подтверждает основной текст; дополняет и конкретизирует основной текст; играет самостоятельную роль; порой противоречит основному тексту; «спорит» с ним.
|
|
Пояснительный текст
|
- Какие виды текста использованы?
- постраничный словарь;
- пояснения в скобках внутри текста;
- подписи к иллюстрациям.
|
|
2 Какая информация дается в пояснительном тексте к иллюстрациям?
* название изображения;
* вид изображения.
|
|
3. Насколько эффективно использован автором (ами) учебника потенциал пояснительного текста?
|
|
2.7. Анализ внетекстовых компонентов учебника:
|
Иллюстративные материалы
|
|
- Какие виды наглядности представлены?
А) изобразительная наглядность:
* учебные рисунки;
* документальные изображения.
Б) условно-графическая наглядность:
* карты, картосхемы;
*схемы, чертежи;
*графики, диаграммы.
2. Каково соотношение различных видов наглядности в учебнике? Насколько оно соответствует познавательным возможностям учащихся?
3. Каковы принципы отбора иллюстративного материала? Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Достаточно ли иллюстративного материала учебника для освоения содержания курса?
4. Каково, на ваш взгляд, полиграфическое качество иллюстративного материала?
|
|
3. Анализ методического аппарата учебника:
|
Вопросы и задания учебника
|
|
1. Какие виды вопросов и заданий предлагаются, какова их роль в освоении учениками содержания курса?
- опережающие;
- к фрагментам текста;
- после параграфа;
- после темы, раздела, курса;
- к иллюстрациям;
- к документам.
2. Каков характер вопросов и заданий, их соотношение?
- репродуктивные;
- продуктивные (на преобразование информации, логические, проблемные, оценочные);
- творческие (эссе и т.п.).
Инструктивно-методические материалы
|
|
Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью?
- опорные схемы главы, параграфа;
- планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником;
- памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий, работы с различными источниками (нормативно-правовыми актами);
- тесты самоконтроля.
|
|
Аппарат ориентировки
|
|
1. Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?
2. Что в оглавлении помогает ориентировке школьников в структуре и содержании учебной книги?
- рубрикация;
- тематические символы;
- необычные заголовки.
3. Какие виды выделения текста приняты в учебнике (курсив, жирный шрифт, петит).
4. Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике?
- даты;
- понятия;
- имена;
- глоссарий.
|
|
Выводы о соответствии учебника:
- современному уровню развития юридической науки;
- государственному образовательному стандарту по праву;
- возрастным познавательным возможностям и интересам учащихся;
- типу учебного заведения, для которого он предназначен.
Рекомендации по использованию учебника в процессе обучения праву (что следует учитывать при планировании и проведении уроков с использованием данного учебника), возможные направления совершенствования учебника.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.