Здавалка
Главная | Обратная связь

Алгоритм системного анализа учебника по праву

  1. Выходные данные учебника:

1.1. Автор(ы) учебника.

1.2. Название учебника.

1.3. Адресат учебника (класс, уровень образовательной программы, структура правового образования).

1.4. Место и год издания.

1.5. Гриф органов управления образованием (кем рекомендован (допущен) к использованию в качестве учебника).

  1. Анализ структуры и содержания учебника:

2.1. Содержание курса, его соответствие программам школьных курсов права.

2.2. Характер курса (элементарный, систематический, интегрированный).

2.3. Цели изучения данного правового курса и права в целом в понимании авторов учебника (на основе анализа «Введения» и «Заключения»).

2.4. Методологическая основа учебника (подход к интерпретации права, реализуемый авторами).

2.5. Структура учебника: принципы деления на разделы, главы, параграфы.

2.6. Анализ текста учебника:

    Основной текст Ссылки на страницы учебника, примеры, суждения
  1. Какие виды текста использованы?
*вводный; *информационный; *обобщающий; *заключительный.  
 
  1. Какие приемы изложения использованы?
А) повествование: *сюжетный рассказ; *простое информативное сообщение; *персонификация (как форма сюжетного повествования); *драматизация (как форма сюжетного повествования); *интервью; *воображаемое путешествие. Б) описание: *схематичное описание; *аналитическое описание. В) характеристика: *описательная; *сравнительная; *обобщающая. Г) объяснение; Д) рассуждение.  
 
3. Обладает ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?  
4. Насколько теоретический материал соответствует возрастным познавательным возможностям учеников?  
5. Каково соотношение материала по различным отраслям права (конституционного, административного, семейного, уголовного и т.п.)?  
6. Какие ценности (мировоззренческие и нравственные) декларируют авторы учебника, отбирая учебный материал, комментируя выдержки из нормативно-правовых актов?  
Дополнительный текст
  1. Какие виды текста представлены?
*выдержки из нормативно-правовых актов; *фрагменты работ юристов; *фрагменты научно-популярной литературы.
 
  1. Какие виды таблиц предложены?
  • иллюстрированные;
  • сравнительно-обобщающие;
  • конкретизирующие;
  • синхронистические.
 
3. Какую роль, по замыслу авторов, играет в учебнике дополнительный текст (иллюстрирует, подтверждает основной текст; дополняет и конкретизирует основной текст; играет самостоятельную роль; порой противоречит основному тексту; «спорит» с ним.  
Пояснительный текст
  1. Какие виды текста использованы?
  • постраничный словарь;
  • пояснения в скобках внутри текста;
  • подписи к иллюстрациям.
 
2 Какая информация дается в пояснительном тексте к иллюстрациям? * название изображения; * вид изображения.    
3. Насколько эффективно использован автором (ами) учебника потенциал пояснительного текста?  
2.7. Анализ внетекстовых компонентов учебника:
Иллюстративные материалы    
  1. Какие виды наглядности представлены?
А) изобразительная наглядность: * учебные рисунки; * документальные изображения. Б) условно-графическая наглядность: * карты, картосхемы; *схемы, чертежи; *графики, диаграммы. 2. Каково соотношение различных видов наглядности в учебнике? Насколько оно соответствует познавательным возможностям учащихся? 3. Каковы принципы отбора иллюстративного материала? Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Достаточно ли иллюстративного материала учебника для освоения содержания курса? 4. Каково, на ваш взгляд, полиграфическое качество иллюстративного материала?
 
3. Анализ методического аппарата учебника:
Вопросы и задания учебника  
1. Какие виды вопросов и заданий предлагаются, какова их роль в освоении учениками содержания курса?
  • опережающие;
  • к фрагментам текста;
  • после параграфа;
  • после темы, раздела, курса;
  • к иллюстрациям;
  • к документам.
2. Каков характер вопросов и заданий, их соотношение?
  • репродуктивные;
  • продуктивные (на преобразование информации, логические, проблемные, оценочные);
  • творческие (эссе и т.п.).
Инструктивно-методические материалы
 
Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью?
  • опорные схемы главы, параграфа;
  • планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником;
  • памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий, работы с различными источниками (нормативно-правовыми актами);
  • тесты самоконтроля.
 
Аппарат ориентировки  
1. Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение? 2. Что в оглавлении помогает ориентировке школьников в структуре и содержании учебной книги?
  • рубрикация;
  • тематические символы;
  • необычные заголовки.
3. Какие виды выделения текста приняты в учебнике (курсив, жирный шрифт, петит). 4. Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике?
  • даты;
  • понятия;
  • имена;
  • глоссарий.
 

 

Выводы о соответствии учебника:

- современному уровню развития юридической науки;

- государственному образовательному стандарту по праву;

- возрастным познавательным возможностям и интересам учащихся;

- типу учебного заведения, для которого он предназначен.

Рекомендации по использованию учебника в процессе обучения праву (что следует учитывать при планировании и проведении уроков с использованием данного учебника), возможные направления совершенствования учебника.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.