Здавалка
Главная | Обратная связь

Творческие задания.



Творческие задания дети выполнят охотно и с большим увлечением. На таких заданиях закрепляются приобретенные навыки и знания, глубже раскрываются возможности ученика.

Одним из первых творческих заданий в младших классах может быть задание "Нарисовать рисунок" к песне или произведению, которое слушали на уроке. Главное, чтобы музыка была образной, яркой и интересной для детей (например, Ж. Металлиди "Кораблик", "Домовой" и др.).

Сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники помогает преподавателю проверить, как ученики усвоили понятие тоники.

Аналогичные задания можно давать и при записи диктантов. Часть мелодии записывается, а ее окончание ребята сочиняют и записывают самостоятельно.

Сочинение песенок. В этом задании детям можно предоставить полную свободу (кто как может). Преподаватель должен показать, что звуки в мелодии можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд. Важным моментом является подбор текста. Непременно нужно проанализировать содержание и характер стихов. Для более художественного воплощения стихов выбирается определенный лад, размер, оговариваются ритмические особенности.

В средних и старших классах творческие задания становятся более разнообразными.

Сочинение мелодии из предложенных ступеней лада.

Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в гамме Ре мажор. Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями.

Затем ритм изменяется, но при этом нельзя нарушать порядок ступеней. Разрешается повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней.

Обязательно нужно показать - как можно сделать и что можно сделать. Такое упражнение чаще проводится в классе и носит характер импровизации, его можно использовать при проработке скачков, мелодических оборотов и т.п. Если такое задание предлагается для домашней работы, то его нужно записать.

Сочинение второго голоса к диктанту или к песням. Предварительным этапом работы к этому заданию является пение двухголосных песен, канонов.

Сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер.

В это задание соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать или закончить мелодию определенного интервала; виды минора; различные ритмические группы и т.д.).

Досочинение мелодии на заданный ритм.

Сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из учебника.

Подбор сопровождения к песням.

Вначале это может быть подбор басового голоса по слуху (в сопровождении тонической квинты, главных ступеней лада), затем подбор аккомпанемента из предложенных аккордов. Учащиеся старших классов это задание могут выполнять самостоятельно. На уроке обязательно нужно обсудить какой характер аккомпанемента подходит к мелодии. Хорошей практикой к этому виду работы является игра кадансовых оборотов в различных жанрах.

Запись диктанта с вариациями.

Сочинение вариаций.

Сочинение песни на предложенные педагогом (или выбранные самостоятельно) стихи.

Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение - это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует более глубокому постижению особенностей музыкального языка.

Заключение.

Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям".

Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе обучения неоспоримо. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, поэтому он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.

Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.

Использованная литература.

  1. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
  2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.
  3. Давыдова Е.В. Сольфеджио 3 класс ДМШ: Методическое пособие. - М.: Музыка, 1976.
  4. Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999.
  5. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/сост. Шатковский Г.И. - М., 1986.
  6. Сочинение и импровизация мелодий: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/автор-составитель Шатковский Г.И. -М., 1989.
  7. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист-фантазер: Ч. 1: Учебное пособие. - М.: Советский композитор, 1990.
  8. Бырченко Т.В. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1983.
  9. Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. - М.: Советский композитор, 1987.
  10. Подвала В.Д. Давайте сочинять музыку! 1-2-классы: Упражнения по развитию творческих навыков учащихся ДМШ, ДТТТИ. - Киев: Музычна Украйина, 1990.
  11. Андреева М.П. От примы до октавы: Части 1, 2, 3 (1 - 5 классы).
  12. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7 классов ДМШ. - С-Пб: Композитор.

 

Донецкое музыкальное училище

 

 

Воспитание творческих навыков

 

 

Реферат по ССДМВ

Студентки III курса ОТМ

Сологуб Анны

Преподаватель

Цыбульник З.Г.

 

 

2011г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.