Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ В РОССИИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ В РОССИИ включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и др. журналы. В русской журналистике 19–20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной «общественной трибуной» (по выражению А.И.Герцена), было характерно прикроенное или прямое обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны.

Первым русским журналом стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755–1764), издававшиеся Академией Наук: здесь иногда печатались оригинальные и переводные стихотворения, но преобладали научные труды и академические отчеты.

Первый собственно литературный и в то же время первый частный журнал в России – «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П.Сумарокова, большую часть материалов которого составляли сочинения самого издателя. Примеру Сумарокова последовали участвовавшие в «Трудолюбивой пчеле» преподаватели и выпускники петербургского Сухопутного шляхетского корпуса: они стали выпускать свой журнал – «Праздное время, в пользу употребленное» (1759–1760). В Москве первые литературные журналы выходили при университете: «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763) М.М.Хераскова, «Доброе намерение» (1764) В.Д.Санковского и др. Популяризации идей французских вольнодумцев было посвящено «Невинное упражнение» (1763) Е.Р.Дашковой (фактически редактором был И.Ф.Богданович).

В 1769 Екатерина II организовала выпуск сатирического еженедельника «Всякая всячина», выходившего в виде отдельных «листков». Этот тип издания сразу вошел в моду: за ней последовали «И то и сио» (1769) М.Д.Чулкова, «Ни то ни сио» (1769) В.Г.Рубана, «Полезное с приятным» (1769) И.Ф.Румянцева и И.А. де Тейльса, «Смесь» (1769) и «Адская почта» (1769) Ф.А.Эмина, а также «Трутень» (1769–1770), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772–1773) и «Кошелек» (1774) Н.И.Новикова, причем в журналах Эмина и Новикова велась полемика с благодушным взглядом «Всякой всячины» на человеческие слабости и утверждалась необходимость искоренения социальных зол. Позднее традиции сатирической журналистики продолжили «Сатирический вестник» (1790–1792) Н.И.Страхова и журналы И.А.Крылова «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

В 1770–1780-х умножились издания, стремящиеся привить читателю вкус к изящной словесности: «Вечера» (1772) М.М.Хераскова, «Санктпетербургский вестник» (1778–1781) Г.Л.Брайко, «Утра» (1782) П.А.Плавильщикова, «Утренние часы» (1788–1789) И.Г.Рахманинова и др. Из них выделяется «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784), издававшийся под эгидой созданной в 1783 Российской Академии и призванный формировать лояльное к правительству общественное мнение (официальным редактором была президент Академии Е.Р.Дашкова, неофициально издание курировала сама Екатерина II, регулярно помещавшая здесь свои сочинения). Большим влиянием пользовались масонские издания, в которых преобладали религиозно-дидактические сочинения: «Утренний свет» (1777–1780), «Московское ежемесячное издание» (1781) и «Вечерняя заря» (1782) Новикова, «Покоящийся трудолюбец» (1784–1785), выпускавшийся Дружеским ученым обществом при Московском университете, «Беседующий гражданин» (1789) – орган Общества друзей словесных наук в С.-Петербурге, и др. К ним примыкает и первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789) Новикова (редакторы – Н.М.Карамзин и А.А.Петров). Переводная беллетристика регулярно печаталась на страницах развлекательного журнала «Городская и деревенская библиотека, или Забавы и удовольствия разума и сердца в праздное время…» (1782–1786). В 1780-х возникли первые литературные журналы в провинции: «Уединенный пошехонец» (1786–1787) В.Д.Санковского в Ярославле, «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789–1791) П.П.Сумарокова в Тобольске и др.

Новым словом в русской журналистике стало издание Н.М.Карамзина«Московский журнал» (1791–1792), где наряду со стихами и прозой, были впервые введены специальные разделы литературных и театральных рецензий, причем читатель информировался не только об отечественных, но и о европейских литературных новинках и театральных постановках (в нач. 19 в. отделы рецензий стали непременной частью практически любого литературного журнала, а например, издание карамзиниста П.И.Макарова «Московский Меркурий» (1803–1804) было почти исключительно посвящено критике и библиографии). За разнородным материалом отчетливо просматривалась фигура издателя – гуманного, европейски просвещенного автора, глядя на которого, читатель должен был учиться чувствовать и мыслить. Карамзин же создал первый русский политический журнал, в котором весьма значительной оставалась литературная часть, – «Вестник Европы» (1802–1830; сам Карамзин редактировал журнал в 1802–1804).

В начале 19 в. многие журналы прямо или косвенно являлись печатными органами возникавших в это время литературных обществ. Так, при Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств выходили «Свиток муз» (1802–1803), «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804), а также «Журнал российской словесности» (1805) Н.П.Брусилова, «Северный вестник» (1804–1805) и «Лицей» (1806) И.И.Мартынова, «Цветник» (1809–1810) А.И.Бенитцкого и А.Е.Измайлова; при Беседе любителей русского слова – «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811–1816); при Вольном обществе любителей российской словесности – «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825) и «Невский зритель» (1820–1821). Своеобразным «домашним» предприятием, рассчитанным на невзыскательную публику, но при этом довольно популярным был «Благонамеренный» (1818–1826) А.Е.Измайлова. Из журналов нач. 19 в. долгая жизнь была суждена только созданному в полемике с «Вестником Европы» «Сыну Отечества» (1812–1852) Н.И.Греча: в его подзаголовке значилось, что это «журнал исторический, политический и литературный» (последнее слово в подзаголовке появилось в 1814). Духом борьбы с «галломанией» были проникнуты также «Русский вестник» (1808–1820, 1824) С.Н.Глинки и «Отечественные записки» (1818–1830) П.П.Свиньина. Важное место в литературной жизни первой трети 19 в., особенно 1820-х занимали альманахи, успешно конкурировавшие с журналами: «Полярная звезда» К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева, «Мнемозина» В.Ф.Одоевского и В.К.Кюхельбекера, «Северные цветы»А.А.Дельвига и О.М.Сомова, и мн. др.

Новый этап в истории русской журналистики связан с формированием в конце 1820–1830-х массового читательского спроса, создавшего предпосылки для коммерческой журналистики. Возникают коммерческие издания энциклопедического типа – т.н.«толстые журналы», первым из которых был «Московский телеграф» (1825–1834) Н.А.Полевого. За ним последовали «Московский вестник» (1827–1830) М.П.Погодина – орган кружка любомудров, «Телескоп» (1831–1836) Н.И.Надеждина, «Европеец» (1832) И.В.Киреевского, закрытый властями на втором номере, «Библиотека для чтения» (1834–1865), созданная О.И.Сенковским, «Московский наблюдатель» (1835–1839) и др. Наиболее читаемым журналом этого рода были «Отечественные записки» (1839–1867) А.А.Краевского, славу которому в 1840-х создали статьи В.Г.Белинского (в 1868–1884 журнал издавался другими лицами). Менее успешны были «Маяк» (1840–1845) С.К.Бурачка, «Финский вестник» (1845–1847) Ф.К.Дершау и др. Все литературные журналы в это время находятся в руках частных лиц: единственным государственным изданием, посвященным в значительной мере литературным вопросам, остается «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917).

Облик журналов в 1840-х и позднее во многом определялся взглядами и партийными пристрастиями издателей, поэтому, переходя из рук в руки, журнал мог изменяться до неузнаваемости. Такова была участь «Современника», созданного в 1836 А.С.Пушкиным, до 1846 редактируемого далеким от политики П.А.Плетневым, а в 1847–1866 под руководством Н.А.Некрасова ставшим центром радикальной революционной критики и публицистики. Так же и с «Отечественными записками», основанными Краевским в 1839, резко «поправевшими» после ухода Белинского в 1847 и вновь «полевевшими» в руках Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина (1868–1884). Некоторые старые журналы возобновлялись под те же именем, но имели уже совершенно иное направление: напр., «Вестник Европы» (1802–1830, 1866–1918), возобновленный М.М.Стасюлевичем в 1866 как умеренно-либеральное издание.

В 1850–1860-х главной разновидностью литературного журнала окончательно становится толстый журнал «с направлением», господствующий вплоть до начала 20 в.. Журналы революционно-демократической направленности – «Современник» и «Отечественные записки» (в руках Некрасова и Салтыкова-Щедрина). Журналы, объединявшие радикально настроенных т.н. «нигилистов», – «Русское слово» (1859–66) и «Дело» (1868–88). Умеренно-либеральное издание «Вестник Европы» Стасюлевича и др. Славянофильские журналы – «Москвитянин» (1841–1856) М.П.Погодина, «Русская беседа» (1856-1860) А.И.Кошелева и И.С.Аксакова. «Почвеннические» журналыФ.М.Достоевского «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865) и близкая к ним «Заря» (1869–1872) В.В.Кашпирева. Подчеркнуто «охранительной» тенденцией в журналистике того времени выделялся «Русский вестник» (1856–1906) М.Н.Каткова, в котором были публикованы лучшие образцы русской прозы (в т.ч. почти все романы И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Ф.Писемского, все крупные произведения Н.С.Лескова и мн. др.).

Наряду с «толстыми» журналами в это время процветает и сатирическая журналистика: «Искра» (1859–1873) В.С.Курочкина, «Гудок» (1859–1862) Д.Д.Минаева, «Будильник» (1865–1871) Н.А.Степанова (в 1873 журнал был возобновлен как юмористический и просуществовал до 1917, в 1881–1887 его редактором был А.П.Чехов) и др. Позднее пользовались популярностью юмористические журналы, не имеющие, в отличие от сатирических журналов 1850–1860-х, ярко выраженной политической тенденции: «Осколки» (1881–1916) Н.А.Лейкина и (с 1905) В.В.Билибина, «Стрекоза» (1875–1908) И.Ф.Василевского (с 1879), «Сатирикон» (1908–1914) А.А.Радакова и А.Т.Аверченко, «Новый Сатирикон» (1913) того же Аверченко и др.

В 1870–1890-х журналы «с направлением» представлены, помимо возникших ранее, народническими и пронародническими журналами «Русское богатство» (1876–1918), «Русская мысль» (1880–1918) и др.; легально-марксистскими журналами «Мир божий» (1892–1906), «Современный мир» (1908–1916), «Летопись» (1915–1917; основана М.Горьким) и др.; либеральными демократическими изданиями, вроде «Журнала для всех» (1896–1906) В.С.Миролюбова и др.; журналами «охранительного» направления «Наблюдатель» (1882–1901, 1904), «Русское обозрение» (1890–1898, 1901, 1903) и др. Однако возникали и издания менее тенденциозные: напр., иллюстрированный журнал «для семейного чтения» «Живописное обозрение» (1872–1902, 1904–1905). Особое место занимали литературно-исторические журналы «Русский архив» (1863–1917), основанный П.И.Бартеневым, и «Русская старина» (1870–1917), основанная М.И.Семевским. В то же время Достоевский создает оригинальную форму моножурнала – «Дневник писателя» (1876–1877, 1880, 1881), вслед за ним появились «Дневники писателя» Д.В.Аверкиева (1885–1886), А.В.Круглова (1907–191 4), Ф.К.Сологуба (1914).

В нач. 20 в. среди огромного количества разнотипных литературных журналов (только юмористических изданий было ок. 400) выделялись «эстетские» издания художников и писателей-символистов «Мир искусства» (1899–1904), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906–1909), «Аполлон» (1909–1917) и др.

Рубежом в истории литературных журналов в России стала революция 1917 и гражданская война. С этих пор и вплоть до 1990 за литературой и журналистикой осуществляется контроль государства. Литературные журналы учреждаются с одобрения власти, чаще – по ее указанию.

Первым советским литературно-художественным изданием по типу дореволюционных «толстых» журналов стала «Красная новь» (1921–1942), организованная А.К.Воронским (возглавлял журнал до 1927). Вслед за ней появились существующие по сей день «Молодая гвардия» (1922–1941, с 1948), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924), «Новый мир»(с 1925). В 1920-х выходил ряд критико-библиографических и литературно-теоретических журналов, обслуживающих разные литературные группировки – сторонников (разной степени радикальности) «пролетарского искусства» («На посту», 1923–1925; «На литературном посту», 1926–1932), футуристов, входивших в литературное объединение «Левый фронт искусств» («ЛЕФ», 1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1929 – оба под ред. В.В.Маяковского) и др. Наиболее значительным критико-библиографическим изданием этого периода был журнал «Печать и революция» (1921–1930), часто представлявший официальную, но при этом довольно умеренную точку зрения (ответственным редактором был В.П.Полонский). Преимущественно литературно-теоретическим вопросам были посвящены журналы «Литература и марксизм» (1928–1931) В.М.Фриче и В.Ф.Переверзева и «РАПП» (1931–1932). Замечательным достижением 1920–1930-х стало издание журналов для детей: «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Еж» (1928–1935), «Чиж» (1930–1941) и др.

Борьбу литературных объединений 1920-х прекратило партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и создание Союза писателей СССР (1934). Партийная линия разъяснялась в специально созданных критико-библиографических журналах «Литературная учеба» (1930–1941) и «Литературный критик» (1933–194 0), в качестве приложения к которому выходило «Литературное обозрение». Для нужд школы издавался журнал «Литература в школе» (1936–1941, с 1946). Достижениям социализма был посвящен «журнал художественного очерка», созданный М.Горьким, «Наши достижения» (1929–1936). С 1931 начинает выходить толстый журнал «Знамя», первоначально предназначенный для Красной армии и флота. Активно создаются литературные журналы в провинции и на национальных окраинах.

Новый всплеск в развитии советской журналистики приходится на время т.н. «оттепели». См. ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ. В это время возникают новые журналы: «Иностранная литература» (с 1955), «Юность» (с 1955), «Дружба народов» (с 1955, нерегулярно выходил как альманах с 1939), «Нева» (с 1955), «Москва» (с 1957), «Наш современник» (с 1964, нерегулярно выходил как альманах с 1956). Серьезную реорганизацию претерпевают некоторые журналы, возникшие в 1920-х, но достигшие пика популярности в 1950–1960-х. Возникают специализированные литературоведческие журналы «Вопросы литературы» (с 1957) и «Русская литература» (с 1958) и множество толстых журналов в регионах: «Дон» (Ростов-наДону, с 1957, нерегулярно выходил как альманах с 1946), «Урал» (Свердловск, с 1958) и др. Позднее появляется еще ряд журналов в провинции: «Север» (Петрозаводск, с 1965), «Волга» (Саратов, с 1966) и др. В Ленинграде с 1969 выходит журнал «Аврора».

В 1970-х в связи с партийным постановлением «О литературно-художественной критике» (1972) возрождаются критико-библиографические журналы «Литературное обозрение» (с 1973) и «Литературная учеба» (с 1978).

Большой популярностью «толстые» журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 – начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Невиданный ажиотаж вызвала т.н. «возвращенная литература»: русские писатели-эмигранты первой, второй и третьей волны. Огромный интерес вызывали публикации, в которых пересматривалась официальная историческая концепция, и художественные произведения на историческую тематику (в особенности из эпохи Сталина). Однако постепенно внимание публики было в значительной степени отвлечено современными политическими новостями и событиями.

Новейший период в истории журналистики начинается с 1990–1991, когда появляется возможность издания частных журналов. Но вместе с тем падает авторитет самой литературы и резко сужается круг читателей литературных, в особенности столь популярных некогда толстых журналов. Из возникших в 1990-х изданий можно выделить «Континент»(с 1990, выходил в Париже с 1974), «Новое литературное обозрение» (с 1992), в котором сочетаются новейшая литература и литературоведение, «Новая юность» (с 1993), «Арион» (с 1994) – журнал современной поэзии, где печатаются стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, литературоведческие статьи.

Интересные факты Российского печатного дела:

 

ПЕРВАЯ РУКОПИСНАЯ ГАЗЕТА

Первая русская рукописная газета «Куранты» начала выходить в 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича. «Куранты» составлялись дьяками посольского приказа. Содержание газеты считалось... государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в одном экземпляре на узких листах бумаги длиной до нескольких метров.

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГАЗЕТА

16 декабря 1702 года Петр I издал указ о создании первой русской газеты. В декабре 1702 года вышли два рукописных экземпляра «Ведомостей», а 2 января 1703 года — первый печатный номер газеты. Ее полное название: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Сначала «Ведомости» печатались церковнославянским шрифтом. В 1710 году появился номер, впервые отпечатанный гражданским шрифтом. Тираж газеты колебался от 160 до 4 тысяч экземпляров и предназначался для всеобщего пользования.

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РЕПОРТЕР

Первым русским репортером был Яков Синявин, которого Петр I приказал «определить для собирания сведений о жизни русского общества». Синявин должен был не только опрашивать Сенат и Коллегии, но и сам узнавать различные новости. В газете «Ведомости» в 1719 году (после назначения Синявина) появились интересные сообщения об успехах русской экономики, а также корреспонденции из провинции.

ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

Первый в России литературно-художественный журнал «Праздное время в пользу употребленное» вышел в 1759 году. В его создании принимали участие писатели А. П. Сумароков, М. М. Херасков и другие.

ПЕРВЫЙ ЖУРНАЛ

Первый журнал в России — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» начал выходить в виде приложения к газете «Санкт-Петербургские Ведомости» в 1728 году. Журнал откликался научно-популярными статьями на требующие пояснения события, которые печатались в «Ведомостях».

ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ

Первый русский журнал для юных читателей появился в 1785 году под названием «Детское чтение для сердца и разума».

ЖУРНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

В 1913 году в России выходило 1472 издания журнального типа. Самый распространенный журнал был «Нива», который имел тираж 200 тысяч экземпляров.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ ТИРАЖИ

За всю историю существования периодических изданий в России пик «тиражности» падает на 1990 год. Самые большие тиражи тогда имели следующие издания:

«Аргументы и факты» — самый большой в мире тираж среди еженедельников (более 33 миллионов экземпляров), а также самый большой в мире тираж среди газет вообще.

«Комсомольская правда» — самый большой в мире тираж среди ежедневных газет (22 миллиона 370 тысяч экземпляров).

Журнал «Работница» — самый большой тираж среди всех журналов — 24 миллиона 150 тысяч.

ГАЗЕТА, ПРОЖИВШАЯ СУТКИ

На старте 1992 года новая пресса СНГ насчитывала почти 600 газет самого разного толка. Ценнейшим же раритетом этой коллекции стала газета-однодневка, причем «однодневка» не в переносном, а в буквальном смысле. Она была зарегистрирована 20 августа 1991 года и просуществовала только до 21 августа. Ее создали одиннадцать демократических изданий, запрещенных ГКЧП, но не подчинившихся произволу. В обращении к читателям говорилось: «Общая газета», которую вы держите в руках, в дни мятежа была выпущена совместными усилиями многих журналистов и напечатана в Москве и Ленинграде на ксероксах и ротапринтах...»

«Общая газета», необходимость в которой отпала после провала путча гекачепистов, — не просто раритет, а нечто исторически единственное в своем роде, не имеющее аналогий в журналистском мире.

САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК

Уникальный эксперимент в печати России начала летом 1991 года газета «Московские новости». Она стала выпускать факс-дайджест «МН» на нескольких языках. В это издание включаются наиболее интересные материалы газеты в дайджестированном виде и с помощью электронной связи передаются на факсимильные аппараты подписчиков. В результате газета появляется в день выхода сразу у подписчиков не только европейских стран, но и в США, Австралии, странах Юго-Восточной Азии.


Используемая литература:





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.