Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальные упражнения



Полезные советы

Получив отрывок текста, в котором два персонажа говорят по очереди, легко позабыть простую истину о паузах в речи. Вы заучиваете свои реплики, усваиваете необходимые тонкости, а потом репетируете с партнером. Если вы сконцентрированы и уверены в себе — и действительно хорошо знаете свой текст, — вы можете «отпустить процесс на волю» и инстинктивно ощущать, когда и какие паузы требуются. Но если что-то пошло не так — у любого из партнеров есть какая-то причина для излишнего напряжения, — оба партнера потеряют способность слушать и реагировать, то есть способность, составляющую суть хорошего актерского диалога. В результате паузы между репликами становятся одинаковыми, а следовательно, предсказуемыми. Я говорю — мой партнер делает вид, что слушает и реагирует; партнер говорит — я делаю вид, что слушаю и реагирую на его слова. Хорошие актеры, застигнутые подобной ситуацией, возвращаются к инстинктивной игре и вносят определенные перемены в паузы между репликами. Актеры не столь одаренные быстро становятся неинтересными.
Эту проблему можно преодолеть, используя аналогию из тенниса. В теннисе каждый игрок имеет возможность сделать подачу с задней линии, от самой сетки или с позиции где-нибудь посередине. Теннисная партия, сыгранная целиком с «дальнего расстояния» — где оба игрока находятся на задней линии в надежде, что один из них сделает ошибку, — может оказаться скучной для зрителей. Ни одна теннисная партия не может быть целиком разыграна у сетки, но когда игроки оказываются у сетки, игра действительно приобретает особую остроту. В типичной теннисной партии оба игрока меняют позицию часто и внезапно, в какой-то момент отступая на заднюю линию, а в следующий раз подбегая к самой сетке. Одной из самых волнующих для зрителей подач является неожиданная «свеча» с длинной дистанции, захватывающая соперника врасплох или на бегу, в попытке успеть отбить удар.
Следовательно, как актеру вам необходимо избегать прогнозируемой подачи с «длинной дистанции», которая имеет один и тот же темп и одинаковую продолжительность паузы. «Обмен ударами от сетки» — это быстрый и лихорадочный обмен репликами с множеством пауз. Остальные исполнители видят, как каждый из актеров продолжает варьировать скорость речи и длину пауз в соответствии с личным психологическим состоянием, мгновенно изменяющимся. А «свеча»? Это сокрушительная реплика (утверждение или вопрос), оставляющая собеседника в состоянии коллапса.

Индивидуальные упражнения

Предлагаемые упражнения относятся к технике исполнения. Рекомендую использовать их, только чтобы «освоить» темп речи и паузы между фразами.
Ниже приведен отрывок из повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Прочитайте отрывок вслух с «нормальным» темпом речи, записывая свой голос на диктофон. «Жара или стужа на дворе — Скруджа это беспокоило мало. Никакое тепло не могло его обогреть, и никакой мороз его не пробирал.
Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестока, как он, самый проливной дождь не был так беспощаден. Непогода ничем не могла его пронять. Никто никогда не останавливал его на улице радостным возгласом: «Милейший Скрудж! Как поживаете ? Когда зайдете меня проведать ?». Ни один нищий не осмеливался протянуть к нему руку за подаянием, ни один ребенок не решался спросить у него, который час, и ни разу в жизни ни единая душа не попросила его указать дорогу. Казалось, даже собаки, поводыри слепцов, понимали, что он за человек, и, завидев его, спешили утащить хозяина в первый попавшийся подъезд или в подворотню, а потом долго виляли хвостом, как бы говоря: «Да по мне, человек без глаз, как ты, хозяин, куда лучше, чем с дурным глазом».
Теперь разметьте текст карандашом, используя цифры от 1 до 5 для обозначения темпов речи. Если вы находите необходимой паузу, впишите букву «П» (заглавную букву для длинной паузы, маленькую — для короткой). Привлеките аналогию с автомобильной передачей: первая передача — очень медленная, а пятая — очень быстрая. Убедитесь в том, что осмысленно разметили текст с точки зрения рассказчика истории. Запишите этот вариант на диктофон. Прослушайте оба варианта для сравнения. Попробуйте сделать еще одну запись, изменив схему «переключения скоростей».
На этот раз используйте монолог из пьесы, разделив его на несколько маленьких кусочков. Проговорите монолог, отмечая те изменения темпа речи, которые, как вы ощущаете, произойдут как отклик на психологические переживания персонажа. Задайте себе вопросы о персонаже: трудно ли вам сказать, что это за человек? Подразумевает ли этот человек именно то, что говорит, или пытается что-то скрывать? Как ваш персонаж относится к своему собеседнику? Пользуйтесь карандашом и резинкой — ваши решения наверняка будут меняться. Разметив текст, запишите его на диктофон.
В этом упражнении вам предлагается наудачу сделать выбор темпа речи, что иногда приводит к по истине интересным результатам. Вам понадобится кубик из настольной игры, карандаш, а также второй монолог, который вы тоже поделите на мелкие отрывки. Бросьте кубик. Начиная с первой строки монолога, определите таким образом темп речи для каждого отрывка. Как и прежде, используйте цифры от 1 до 5; если выпадет цифра 6, это будет означать речь настолько быструю, что вы вряд ли сумеете членораздельно произносить слова. Теперь запишите отрывок, изменяя темп речи, как было задумано, в произвольно выбранных местах. Прослушайте запись: заметили ли вы моменты, в которые изменение темпа речи оказалось неожиданно удачным?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.