Здавалка
Главная | Обратная связь

Трансформационный лидер



Трансакционное и трансформационное лидерство

Cуществует множество теорий лидерства, которые пытаются объяснить кто есть (или может стать) лидером, а кто – нет. Потом пришли к тому, что не обязательно протипоставлять лидер не лидер. Просто вариантов лидерства может быть несколько. Например, и трансакционное лидерство, и трансформационное лидерство являются одинаково успешными, но описывают разные подходы лидеров к тому, как вести за собой людей. У каждого из них есть секреты успеха, и у каждого есть ахиллесовы пяты. В 1990-е всем предлагалось стремиться стать трансформационными лидерами, теперь все же предлагается сочетать и тот, и другой стиль. Предлагаю вам их описание, которое поможет понять, какой стиль лидерства ближе вам по природе, и какой стиль лидерства стоит развивать.

Самое короткое и емкое определение, чем отличается трансакционный лидер от трансформационного предложено Бассом (Bass): «Трансакционный лидер действует в рамках той организационной культуры (ценности, нормы, правила), которая уже существует; трансформационный лидер изменяет организационную культуру»

Трансакционный лидер

Основная идея в том, что взаимодействие между лидером и последователем строится как бы на трансакции «вы – организации, организация – вам» или «вы – вкладываете, и тогда вы – получаете». Корни этого лидерства - в экономическом подходе и рациональности нашего поведения. Очень предсказуемо и хорошо управляемо, и потому ведет к запланированным результатам.

· Лидер осознает связь между усилиями людей и их вознаграждением, аппелируя к экономической рациональности людей.

· Лидер отвечает на сформулированные запросы. Он ориентирован на решение насущных задач.

· Лидер полагается на принятые подходы в вознаграждении, стимулировании, наказании, санкции, формы контроля и успешно применяет их.

· Лидер мотивирует последователей ставить достижимые цели и обещает вознаграждение за их достижение.

· Сила лидерства определяется уровнем власти и полномочий, доступными данному лидеру.

Бернс сказал: «За ним следуют с открытыми глазами, обменивая что-то на что-то».

Басс сказал: «Все строится на взаимовыгодном взаимообмене, на официальном или неофициальном, проговоренном или подразумеваемом контракте, согласно которому последователи выполняют ожидаемые действия в обмен на понимание тех льгот, которые за него получат».

Трансформационный лидер

Корни трансформационного лидерства – в психологическом и психодинамическом понимании сути человека

· Лидер побуждает у последователей эмоции и чувства, благодаря которым последователи выходят за рамки «взаимообмена».

· Лидер проактивен иформирует новые потребности, даже еще не заявленные людьми.

· Лидер выделяется по своей способности вдохновлять людей на новые для них рубежи, предлагая индивидуальное внимание, интереллектуальное стимулирование, и идеализированное влияние через ролевую модель.

· Лидер создает последователям возможности для их развития.

· У лидера есть видение, а также талант коммуникатора, что помогает создать эмоциональный контакт между ним и последователями.

· Лидер мотивирует людей ставить цели, которые находятся за рамками их центрированных лично на себе интересов.

Бернс: «Такой лидер узнает и обращается к существующим потребностям их потенциальных последователей и ищет потенциальные мотивы в их последователях, стараясь удовлетворить потребности высшего порядка, вовлечь человека целиком, а не только его рациональную сущность. Обращаясь к более глубоким потребностям он достигает настоящих изменений».

Басс: «Это – лидер, который узнает и принимает трансакционные потребности потенциальных последователей, но стремится идти дальше, ища и удовлетворяя по Маслоу потребности более высокого порядка».

 

Теория "внутреннего стимулирования" лидерства К. Кэшмана

Теория внутреннего стимулирования непосредственно связана с таким понятием как executive coaching. Это понятие подразумевает консультирование клиента преимущественно в целях самопознания и совершенствования таких навыков, как принятие решений и др.

Коучинг - это метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы, форма индивидуального наставничества, консультирования.

Дальнейшее углубление в личность менеджера-лидера осуществил специалист в области коучинга. К. Кэшман, многие годы занимающийся executive coaching, написал книгу под названием "Leadership from the Inside Out", призванную помочь менеджерам развить лидерские навыки "изнутри". Кэшман утверждает, что "внутреннее лидерство" можно развить, если достигнуть мастерства в семи областях, к которым относятся:

· самопознание;

· целепологание;

· управление меняющейся жизнью;

· отношения между сотрудниками;

· существование;

· поиск консенсуса;

· умение действовать.

Макс Ландсберг являвшийся до недавнего времени партнером McKinesey and Company, называет ряд преимуществ использования коучинга:

экономия времени за счет делегирования полномочий;

· получение огромного удовольствия от работы;

· повышение эффективности работы в команде;

· развитие у коучинга навыков общения с людьми

Задача коучинга - не научить людей что и как правильно делать, а стимулировать самообучение, чтобы сотрудники начали мыслить, чтобы они стали более инициативными, чтобы они воспринимали цели компании как свои личные.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.