Здавалка
Главная | Обратная связь

По следам фонематического равития



Нередко наблюдается такое явление: ребенок различает слова с различными звуковыми сочетаниями («б'им» и «док») но не разли­чает слов, отличающихся между собой только одной фонемой («б'им» - «бом»). Однако причина этого лежит не в недостатке ре­чевого слуха и артикуляции, а в том, что определяет возникновение самого речевого слуха и самой произвольной артикуляции - в отно­шении ребенка к слову, к названию предмета. Приведу пример.

Толя Третьяков и Люся Скачкова[25] выделялись среди детей сво­ей живостью и болтливостью. Эти дети во время эксперимента по­стоянно повторяли за экспериментатором произнесенные им слова. Они могли вслед за ним различать в произношении такие фонемати­чески отличающиеся слова: «бак» - «мак», «б'ит» — «м'ит», «б'ик» - «м'ик». Из этого можно было бы сделать поспешный вывод о том, что они фонематически различают слова. Однако ничего не может быть ошибочнее такого заключения. Присмотримся хорошенько, при каких условиях они отличают в произношении эти слова. Толя и Люся отличали фонематически слова только тогда, когда они повто­ряли их вслед за экспериментатором. Стоило, однако, предложить им, указывая на предметы, к которым относились фонематически отличающиеся слова, чтобы они назвали ни предметы, как дети не­доуменно смотрели то на предметы, то на экспериментатора, произ­нося какой-то неопределенный звук. Когда им предлагалось подать эти предметы, они обычно путали их и были очень недовольны, ко­гда им указывали на ошибку.

Изменения в их отношении к предмету и слову начали наме­чаться значительно позже. Если раньше при появлении игрушек они с радостью бросались к ним и, повторяя вслед за экспериментатором любое слово, играли ими, то потом они начала ждать, чтобы экспе­риментатор дал названия. Если он по какой-либо причине задержи­вался с названием предмета, они, тыкая пальцем в предмет, требова­ли названия. Название предмета стало для них принадлежностью предмета. Называние предмета стало для них потребностью.

В процессе возникновения потребности называния возникает константная отнесенность слова к предмету, воз­никает значение слова в его самой элементарной форме.

Все это ведет к возникновению фонематического восприятия. Ребенок начинает иначе относиться к звукам произнесенного слова. Он начинает понимать, что от него требует экспериментатор. Он начинает ждать после своего показа одобрения, которое становится для него лучшим поощрением. Эксперимент насыщается интеллек­туальными переживаниями ребенка.

Зина Попова, тихая и понятливая девочка, однажды при перехо­де к более трудному фонематическому различению запуталась и не­правильно отвечала. Это привело к тому, что она расплакалась. То­гда экспериментатор предложил ей различать уже отличаемые ею слова и игрушки. Она успокоилась и пришла в хорошее настроение.

Другой случай произошел с Толей Третьяковым: он четко отли­чал гласные звуки. Тогда было решено перейти с ним на различение наличия и отсутствия согласных. Толя, который так легко различал гласные, путал при различении наличия и отсутствия согласных. Это вызвало у него замешательство. Он активно прислушивался к произ­носимым экспериментатором словам, он как бы чувствовал разли­чие, но почему-то не доверял себе и вдруг отказывался отвечать. Никакими способами не удавалось заставить его отвечать. В то же время он с охотой отвечал на различение гласных. Только несколько позже удалось преодолеть возникший у него негативизм.

Такова картина переживаний ребенка при возникновении фоне­матического различения.

Фонематическое различение возникает не сразу. Постепенно от эксперимента к эксперименту выявляется принцип очередности в овладении ребенком фонематическими отношениями языка. Возникла мысли о существовании закономерной последовательности становле­ния фонем, а отсюда задача - исследовать эту последовательность.

Уже упомянутая Зина Попона, которая выделялась среди детей осмысленностью и внимательностью, в перваых же опытах отличала согласные б - м (бак - мак). Зато б - з (дуп - зуп) Зина никак не могла отличить.

При опытах на различение гласных Зина четко отличала о - у (тол - тул), у — а (бук - бак).

Другой ребенок, Нина Калянцева, точно так же, как Зина, раз­личала гласные.

Остальные дети никаких речевых звуков фонематически не раз­личали. С Зиной и Ниной была поставлена специальная серия опы­тов на различение гласных и согласных. Обе девочки четко отличали гласные о - и (кот - к'ит), у - а (жук - жак).

При различении согласных между ними возникала дифферен­циация. Зина четко различала: б - м (бак - мак), Нина этих соглас­ных не различала.

А будет ли Нина Различать б - и? Может быть, восприятие Ни­ны в этом случае окажется выше восприятия Зины, которая не раз- личаетэтих согласных? Результат, однако, оказался отрицательным: и Зина, и Нина путали «бак» - «пак».

Таким образом, Зина и Нина различают гласные, Зина, кроме того, различает б-м. Нина никаких согласных пока еще не различает.

Вывод, который здесь напрашивается, заключается, по- видимому, в том, что гласные фонематически разли­чаются раньше согласных. За гласными следуют соглас­ные. Какие это согласные?

Зина не различала д - з, б - п, зато она отличала б от м и разли­чала сонорные согласные: «лот» - «мот», «мак» - «нак», «лак» - рак». Нина их не различала.

Возникала сложная задача: установить, какие же именно со­гласные различает Нина, если она вообще может уже фонематически различать согласные?

Однажды экспериментатор пришел к Нине с такими словами: «ос», «мое», «пос», «бос».

Опыты выявили, что Нина все еще не может отличать: м - б («мое» - «бос»), м — п («мое» - «пос»), б - п («бос» - «пос»). Зато она различает: «мое» - «ос», «бос» - «ос», «пос» - «ос».

Это показывает, что Нина воспринимает присутствие согласно­го, она различает между фонемой и «нулем фонемы», но не различа­ет еще самих согласных.

Предположительный вывод, который отсюда следует, заключа­ется, очевидно, в том, что различение между наличием и отсутствием согласного возникает раньше различения согласных.

Но, может быть, различение между наличием и отсутствием со­гласного возникает еще до различения гласных, т.е. до различения фонем вообще? Для решения этого вопроса эксперимент на различе­ние наличия и отсутствия согласных был поставлен с четырьмя детьми, не различающими еще гласных. Этот эксперимент показал, что никто из этих детей не мог различать наличие и отсутствие со­гласных. Существенно, что в процессе этих опытов у двух детей на­чало выявляться фонематическое различение гласных. Однако вос­приятия наличия согласных у них не отмечалось.

Таким образом, эксперимент установил, что различение гласных возникает раньше различения между наличием и отсутствием согласного. Следовательно, первый шаг в фонематическом развитии детской речи - это различе­ние гласных. Второй шаг фонематического развития - появление различения наличия и отсутствия согласных. Затем уже возникает различение согласных.

Опыты с Зиной Поповой показали, что начальное различение согласных появляется по линии сонорности. Из дальнейших опытов стало ясно, что различение между сонорными и шумными возникает раньше различения между самими сонорными.

В том, что это действительно так, убеждает опыт с Толей Треть­яковым. Этот мальчик четко отличал м - в, но не различал еще м - л; он отличал м - г, но не различал м-р и т.д.

Что касается Зины Поповой, то она уже легко различала сонор­ные согласные между собой. Тем более отличала сонорные от шум­ных, однако не от всех: различая такие сонорные и шумные, как м - б, м - д, м - г, она не различала: м - в, м - з, м - ж. Это было неко­торой неожиданностью. Существует, как видно, какая-то дифферен­циация в различении сонорных и различных шумных согласных. Каков же принцип этой дифференциации?

Сам собой напрашивался ввод, что раньше всего возникает раз­личие между сонорных и взрывных согласных, а затем уже после различения сонорных между собой, появляется различение сонор­ных и придувных. От такого предположения пришлось, однако, ско­ро отказаться. Однажды в опытах с Зиной и Ниной на различение м - з было замечено, что дети при вопросе: «Где «мак»?, не четко по­казывая на игрушку, тихо, как бы про себя, произносят «мак», при вопросе же: «Где «зак»? они произносят «дак» (Зина), «так» (Нина). Все попытки побудить их правильно произнести з не удались.


Это побудило проследить за артикуляцией детей. Оказалось, что как раз придувные произносятся ими несовершенно. Таким об­разом, несовершенство различения сонорных и шумных придувных может быть объяснено не акустическими качествами придувных, а их артикуляционными особенностями. Артикуляция, а не толь­ко слух, влияет, по-видимому, на фонематическое развитие детской речи; во всяком случае она вносит значительные коррективы в это развитие.

Этот вывод получил свое окончательное подтверждение, когда та же Зина начала произносить в, но это была сперва губно-губное w. Тогда она стала четко различать м - в. В то же время, не владея про­изношением ж (она заменяла его звуком <3), она не отличала м - ж. В свою очередь, толя Третьяков, который еще до наступления разли­чения одновременно различал м - д и м - в. Зато ж, который он за­мещал звуком з, он не отличал от м.

С другой стороны, эти же дети, не владеющие еще произноше­нием плавных согласных (р, л), все же четко различали их. Этот по­следний факт послужил предостережением против того, чтобы пере­оценить роль артикуляции в процессе фонематического развития. Оказывается, что в некоторых случаях слух ребенка, несмотря на отсутствие соответствующей артикуляции, может определять фоне­матическое различение. Кроме того, для различения фонем нет на­добности в полном умении произносить эти фонемы. Иногда доста­точно некоторого приближения к правильному произношению зву­ка, чтобы вызвать различение этой фонемы от других фонем. Все же фонемы, не четко произносимые ребенком, различаются значитель­но позже фонем, четко произносимых ребенком.

Таким образом, в фонематическом восприятии согласных начала выявляться определенная последовательность: первоначально возникает различение сонорных и артикулируе­мых шумных, затем начинают различаться соно­рные между собой и, наконец, появляется разли­чение сонорных и неартикулируемых шумных.

Опыты, далее, показали, что вслед за различением сонорных и неартикулируемых шумных возникает различение взрыв­ных и артикулируемых придувных: б -е. Неартикули- руемые придувные начинают отличаться от взрывных значительно позже.

Лишь с большим трудом Зине Поповой удалось отличить б- ж. На начала различать их лишь тогда, когда вместо обычного замеще­ния звука ж звуком д стала произносить звук, похожий на звукосоче­тание б+ж.

По совету академика Л.В. Щербы, нами было поставлено спе­циальное исследование на различение твердых и мягких согласных с тем, чтобы выяснить, какое место займет это различение в общей генетической лестнице фонематического развития речи ребенка. Вы­яснение этого вопроса особенно важно для русского ребенка, по-

5 Зак. 4082 скольку различение твердых и мягких согласных в русском языке фонематично.

Зина Попова, которая уже различала взрывные и придувные, без особого труда различала твердые и мягкие согласные. Нина Калян- цева и Толя Третьяков также могли различать твердые и мягкие со­гласные. Вова Суханов, который различал только сонорные и арти­кулируемые шумные, не различал твердых и мягких согласных. С ними были поставлены параллельные опыты над различением со­норных между собой и над различением между твердыми и мягкими согласными. В процессе этих опытов выявилось, что различе­ние твердых и мягких согласных возникает раньше различения сонорных.

По совету же академика Щербы, было поставлено специальное исследование на различение согласных разной локализации.

Зина Попова легко различала фонемы разной локализации. Толя Третьяков и Нина Калянцева, которые уже различали взрывные и придувные согласные, отличали только губные согласные от языч­ных б - д, б - з, в- ж, в-х.

Передне- и заднеязычные согласные они не умели различать. Вова Суханов, который различал сонорные и неартикулируемые шумные, не мог еще отличать язычные от губных. После этого на­ступило различение взрывных и придувных согласных.

Эти данные показывают, что различение согласных разной ло­кализации возникает в разное время: губные и язычные согласные начинают различаться до овладения различением взрывных и при­дувных, передне- и заднеязычные согласные начинают различаться после овладения различением взрывных и придувных.

Следующий установленный нами факт заключается в том, что различение глухих и звонких согласных возникает очень поздно. Это было некоторой неожиданностью. Естественно было полагать, что ребенок восьми месяцев, различающий ба и па, вообще различает глухие и звонкие согласные. Опыты опровергли это предположение. Эксперимент заставил отнести различение глухих и звонких соглас­ных к концу развития фонематического восприятия звуков речи.

Как объяснить такое, на первый взгляд, противоречивое явле­ние: ребенок различает в своей речи б - п на восьмом месяце жизни, а фонематически он их начинает различать позднее других соглас­ных, даже позднее тех, которыми он еще не владеет? В действитель­ности это противоречие является противоречием мнимым. Оно лиш­ний раз показывает специфичность фонематического восприятия речи, связанную развитием деятельности и сознания ребенка, с пере­стройкой его потребностей. Ребенок, различающий в 8 месяцев и ранее ба и па, вынужден их различать по той причине, что это раз­личение связано с его непосредственными жизненными потребно­стями. Эти потребности могут вынудить ребенка различать самые тонкие звуковые нюансы и дифференцировать самое изощренное произношение звуков. Но стоит только ребенку перейти к другому виду речезвукового различения, которое вызывается в совсем другой ситуации, не связанной с его непосредственными жизненными по­требностями, как восприятие речевых звуков обнаружизарт другие черты. Ситуация эксперимента стремилась развить у ребенка новые, предметно опосредованные потребности - потребности называния и различения названий. В такой ситуации ребенок начал иначе вос­принимать и различать речевые звуки - он начал их воспринимать и различать фонематически.

В этой ситуации с полной четкостью выявилось, что глухие и звонкие согласные начинают различаться весьма поздно. Позже их возникает только раз­личение шипящих и свистящих, плавных со­гласных и jot.

На этом закончился первый разведывательный этап исследова­ния. Как указывалось выше, его задачей было найти общую схему последовательности развития фонематического восприятия звуков речи у детей. Она оказалась следующей: сперва возникает различе­ние гласных, затем происходит различение наличия согласных, по­сле этого наступает различение между самими согласными. Соглас­ные различаются в следующей последовательности: различение со­норных и артикулируемых шумных, различение твердых и мягких согласных, различение сонорных между собой, различение сонор­ных и неартикулируемых шумных, различение губных и язычных, различение взрывных и придувных, различение передне- и заднея­зычных, различение глухих и звонких согласных, различение шипя­щих и свистящих, различение плавных и jot.

Исходя из этой последовательности, стало возможным провести на достаточном количестве детей дальнейшее, уже ситстематическое исследование, которое должно было установить генетические ряды фонематического развития детской речи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.