По следам фонематического равитияСтр 1 из 9Следующая ⇒
Нередко наблюдается такое явление: ребенок различает слова с различными звуковыми сочетаниями («б'им» и «док») но не различает слов, отличающихся между собой только одной фонемой («б'им» - «бом»). Однако причина этого лежит не в недостатке речевого слуха и артикуляции, а в том, что определяет возникновение самого речевого слуха и самой произвольной артикуляции - в отношении ребенка к слову, к названию предмета. Приведу пример. Толя Третьяков и Люся Скачкова[25] выделялись среди детей своей живостью и болтливостью. Эти дети во время эксперимента постоянно повторяли за экспериментатором произнесенные им слова. Они могли вслед за ним различать в произношении такие фонематически отличающиеся слова: «бак» - «мак», «б'ит» — «м'ит», «б'ик» - «м'ик». Из этого можно было бы сделать поспешный вывод о том, что они фонематически различают слова. Однако ничего не может быть ошибочнее такого заключения. Присмотримся хорошенько, при каких условиях они отличают в произношении эти слова. Толя и Люся отличали фонематически слова только тогда, когда они повторяли их вслед за экспериментатором. Стоило, однако, предложить им, указывая на предметы, к которым относились фонематически отличающиеся слова, чтобы они назвали ни предметы, как дети недоуменно смотрели то на предметы, то на экспериментатора, произнося какой-то неопределенный звук. Когда им предлагалось подать эти предметы, они обычно путали их и были очень недовольны, когда им указывали на ошибку. Изменения в их отношении к предмету и слову начали намечаться значительно позже. Если раньше при появлении игрушек они с радостью бросались к ним и, повторяя вслед за экспериментатором любое слово, играли ими, то потом они начала ждать, чтобы экспериментатор дал названия. Если он по какой-либо причине задерживался с названием предмета, они, тыкая пальцем в предмет, требовали названия. Название предмета стало для них принадлежностью предмета. Называние предмета стало для них потребностью. В процессе возникновения потребности называния возникает константная отнесенность слова к предмету, возникает значение слова в его самой элементарной форме. Все это ведет к возникновению фонематического восприятия. Ребенок начинает иначе относиться к звукам произнесенного слова. Он начинает понимать, что от него требует экспериментатор. Он начинает ждать после своего показа одобрения, которое становится для него лучшим поощрением. Эксперимент насыщается интеллектуальными переживаниями ребенка. Зина Попова, тихая и понятливая девочка, однажды при переходе к более трудному фонематическому различению запуталась и неправильно отвечала. Это привело к тому, что она расплакалась. Тогда экспериментатор предложил ей различать уже отличаемые ею слова и игрушки. Она успокоилась и пришла в хорошее настроение. Другой случай произошел с Толей Третьяковым: он четко отличал гласные звуки. Тогда было решено перейти с ним на различение наличия и отсутствия согласных. Толя, который так легко различал гласные, путал при различении наличия и отсутствия согласных. Это вызвало у него замешательство. Он активно прислушивался к произносимым экспериментатором словам, он как бы чувствовал различие, но почему-то не доверял себе и вдруг отказывался отвечать. Никакими способами не удавалось заставить его отвечать. В то же время он с охотой отвечал на различение гласных. Только несколько позже удалось преодолеть возникший у него негативизм. Такова картина переживаний ребенка при возникновении фонематического различения. Фонематическое различение возникает не сразу. Постепенно от эксперимента к эксперименту выявляется принцип очередности в овладении ребенком фонематическими отношениями языка. Возникла мысли о существовании закономерной последовательности становления фонем, а отсюда задача - исследовать эту последовательность. Уже упомянутая Зина Попона, которая выделялась среди детей осмысленностью и внимательностью, в перваых же опытах отличала согласные б - м (бак - мак). Зато б - з (дуп - зуп) Зина никак не могла отличить. При опытах на различение гласных Зина четко отличала о - у (тол - тул), у — а (бук - бак). Другой ребенок, Нина Калянцева, точно так же, как Зина, различала гласные. Остальные дети никаких речевых звуков фонематически не различали. С Зиной и Ниной была поставлена специальная серия опытов на различение гласных и согласных. Обе девочки четко отличали гласные о - и (кот - к'ит), у - а (жук - жак). При различении согласных между ними возникала дифференциация. Зина четко различала: б - м (бак - мак), Нина этих согласных не различала. А будет ли Нина Различать б - и? Может быть, восприятие Нины в этом случае окажется выше восприятия Зины, которая не раз- личаетэтих согласных? Результат, однако, оказался отрицательным: и Зина, и Нина путали «бак» - «пак». Таким образом, Зина и Нина различают гласные, Зина, кроме того, различает б-м. Нина никаких согласных пока еще не различает. Вывод, который здесь напрашивается, заключается, по- видимому, в том, что гласные фонематически различаются раньше согласных. За гласными следуют согласные. Какие это согласные? Зина не различала д - з, б - п, зато она отличала б от м и различала сонорные согласные: «лот» - «мот», «мак» - «нак», «лак» - рак». Нина их не различала. Возникала сложная задача: установить, какие же именно согласные различает Нина, если она вообще может уже фонематически различать согласные? Однажды экспериментатор пришел к Нине с такими словами: «ос», «мое», «пос», «бос». Опыты выявили, что Нина все еще не может отличать: м - б («мое» - «бос»), м — п («мое» - «пос»), б - п («бос» - «пос»). Зато она различает: «мое» - «ос», «бос» - «ос», «пос» - «ос». Это показывает, что Нина воспринимает присутствие согласного, она различает между фонемой и «нулем фонемы», но не различает еще самих согласных. Предположительный вывод, который отсюда следует, заключается, очевидно, в том, что различение между наличием и отсутствием согласного возникает раньше различения согласных. Но, может быть, различение между наличием и отсутствием согласного возникает еще до различения гласных, т.е. до различения фонем вообще? Для решения этого вопроса эксперимент на различение наличия и отсутствия согласных был поставлен с четырьмя детьми, не различающими еще гласных. Этот эксперимент показал, что никто из этих детей не мог различать наличие и отсутствие согласных. Существенно, что в процессе этих опытов у двух детей начало выявляться фонематическое различение гласных. Однако восприятия наличия согласных у них не отмечалось. Таким образом, эксперимент установил, что различение гласных возникает раньше различения между наличием и отсутствием согласного. Следовательно, первый шаг в фонематическом развитии детской речи - это различение гласных. Второй шаг фонематического развития - появление различения наличия и отсутствия согласных. Затем уже возникает различение согласных. Опыты с Зиной Поповой показали, что начальное различение согласных появляется по линии сонорности. Из дальнейших опытов стало ясно, что различение между сонорными и шумными возникает раньше различения между самими сонорными. В том, что это действительно так, убеждает опыт с Толей Третьяковым. Этот мальчик четко отличал м - в, но не различал еще м - л; он отличал м - г, но не различал м-р и т.д. Что касается Зины Поповой, то она уже легко различала сонорные согласные между собой. Тем более отличала сонорные от шумных, однако не от всех: различая такие сонорные и шумные, как м - б, м - д, м - г, она не различала: м - в, м - з, м - ж. Это было некоторой неожиданностью. Существует, как видно, какая-то дифференциация в различении сонорных и различных шумных согласных. Каков же принцип этой дифференциации? Сам собой напрашивался ввод, что раньше всего возникает различие между сонорных и взрывных согласных, а затем уже после различения сонорных между собой, появляется различение сонорных и придувных. От такого предположения пришлось, однако, скоро отказаться. Однажды в опытах с Зиной и Ниной на различение м - з было замечено, что дети при вопросе: «Где «мак»?, не четко показывая на игрушку, тихо, как бы про себя, произносят «мак», при вопросе же: «Где «зак»? они произносят «дак» (Зина), «так» (Нина). Все попытки побудить их правильно произнести з не удались. Это побудило проследить за артикуляцией детей. Оказалось, что как раз придувные произносятся ими несовершенно. Таким образом, несовершенство различения сонорных и шумных придувных может быть объяснено не акустическими качествами придувных, а их артикуляционными особенностями. Артикуляция, а не только слух, влияет, по-видимому, на фонематическое развитие детской речи; во всяком случае она вносит значительные коррективы в это развитие. Этот вывод получил свое окончательное подтверждение, когда та же Зина начала произносить в, но это была сперва губно-губное w. Тогда она стала четко различать м - в. В то же время, не владея произношением ж (она заменяла его звуком <3), она не отличала м - ж. В свою очередь, толя Третьяков, который еще до наступления различения одновременно различал м - д и м - в. Зато ж, который он замещал звуком з, он не отличал от м. С другой стороны, эти же дети, не владеющие еще произношением плавных согласных (р, л), все же четко различали их. Этот последний факт послужил предостережением против того, чтобы переоценить роль артикуляции в процессе фонематического развития. Оказывается, что в некоторых случаях слух ребенка, несмотря на отсутствие соответствующей артикуляции, может определять фонематическое различение. Кроме того, для различения фонем нет надобности в полном умении произносить эти фонемы. Иногда достаточно некоторого приближения к правильному произношению звука, чтобы вызвать различение этой фонемы от других фонем. Все же фонемы, не четко произносимые ребенком, различаются значительно позже фонем, четко произносимых ребенком. Таким образом, в фонематическом восприятии согласных начала выявляться определенная последовательность: первоначально возникает различение сонорных и артикулируемых шумных, затем начинают различаться сонорные между собой и, наконец, появляется различение сонорных и неартикулируемых шумных. Опыты, далее, показали, что вслед за различением сонорных и неартикулируемых шумных возникает различение взрывных и артикулируемых придувных: б -е. Неартикули- руемые придувные начинают отличаться от взрывных значительно позже. Лишь с большим трудом Зине Поповой удалось отличить б- ж. На начала различать их лишь тогда, когда вместо обычного замещения звука ж звуком д стала произносить звук, похожий на звукосочетание б+ж. По совету академика Л.В. Щербы, нами было поставлено специальное исследование на различение твердых и мягких согласных с тем, чтобы выяснить, какое место займет это различение в общей генетической лестнице фонематического развития речи ребенка. Выяснение этого вопроса особенно важно для русского ребенка, по- 5 Зак. 4082 скольку различение твердых и мягких согласных в русском языке фонематично. Зина Попова, которая уже различала взрывные и придувные, без особого труда различала твердые и мягкие согласные. Нина Калян- цева и Толя Третьяков также могли различать твердые и мягкие согласные. Вова Суханов, который различал только сонорные и артикулируемые шумные, не различал твердых и мягких согласных. С ними были поставлены параллельные опыты над различением сонорных между собой и над различением между твердыми и мягкими согласными. В процессе этих опытов выявилось, что различение твердых и мягких согласных возникает раньше различения сонорных. По совету же академика Щербы, было поставлено специальное исследование на различение согласных разной локализации. Зина Попова легко различала фонемы разной локализации. Толя Третьяков и Нина Калянцева, которые уже различали взрывные и придувные согласные, отличали только губные согласные от язычных б - д, б - з, в- ж, в-х. Передне- и заднеязычные согласные они не умели различать. Вова Суханов, который различал сонорные и неартикулируемые шумные, не мог еще отличать язычные от губных. После этого наступило различение взрывных и придувных согласных. Эти данные показывают, что различение согласных разной локализации возникает в разное время: губные и язычные согласные начинают различаться до овладения различением взрывных и придувных, передне- и заднеязычные согласные начинают различаться после овладения различением взрывных и придувных. Следующий установленный нами факт заключается в том, что различение глухих и звонких согласных возникает очень поздно. Это было некоторой неожиданностью. Естественно было полагать, что ребенок восьми месяцев, различающий ба и па, вообще различает глухие и звонкие согласные. Опыты опровергли это предположение. Эксперимент заставил отнести различение глухих и звонких согласных к концу развития фонематического восприятия звуков речи. Как объяснить такое, на первый взгляд, противоречивое явление: ребенок различает в своей речи б - п на восьмом месяце жизни, а фонематически он их начинает различать позднее других согласных, даже позднее тех, которыми он еще не владеет? В действительности это противоречие является противоречием мнимым. Оно лишний раз показывает специфичность фонематического восприятия речи, связанную развитием деятельности и сознания ребенка, с перестройкой его потребностей. Ребенок, различающий в 8 месяцев и ранее ба и па, вынужден их различать по той причине, что это различение связано с его непосредственными жизненными потребностями. Эти потребности могут вынудить ребенка различать самые тонкие звуковые нюансы и дифференцировать самое изощренное произношение звуков. Но стоит только ребенку перейти к другому виду речезвукового различения, которое вызывается в совсем другой ситуации, не связанной с его непосредственными жизненными потребностями, как восприятие речевых звуков обнаружизарт другие черты. Ситуация эксперимента стремилась развить у ребенка новые, предметно опосредованные потребности - потребности называния и различения названий. В такой ситуации ребенок начал иначе воспринимать и различать речевые звуки - он начал их воспринимать и различать фонематически. В этой ситуации с полной четкостью выявилось, что глухие и звонкие согласные начинают различаться весьма поздно. Позже их возникает только различение шипящих и свистящих, плавных согласных и jot. На этом закончился первый разведывательный этап исследования. Как указывалось выше, его задачей было найти общую схему последовательности развития фонематического восприятия звуков речи у детей. Она оказалась следующей: сперва возникает различение гласных, затем происходит различение наличия согласных, после этого наступает различение между самими согласными. Согласные различаются в следующей последовательности: различение сонорных и артикулируемых шумных, различение твердых и мягких согласных, различение сонорных между собой, различение сонорных и неартикулируемых шумных, различение губных и язычных, различение взрывных и придувных, различение передне- и заднеязычных, различение глухих и звонких согласных, различение шипящих и свистящих, различение плавных и jot. Исходя из этой последовательности, стало возможным провести на достаточном количестве детей дальнейшее, уже ситстематическое исследование, которое должно было установить генетические ряды фонематического развития детской речи. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|