Здавалка
Главная | Обратная связь

Генетические ряды фонематического развития



Эксперимент выявил закономерную последовательность в фо­нематическом развитии речи ребенка.

Несмотря на некоторые индивидуальные различия в развитии слуха и произвольной артикуляции детей на втором году жизни, все же можно в схематической форме наметить генетические ряды фо­нематического развития речи ребенка.

Первый фонематический ряд (различение гласных) Акустические и фонематические исследования подтверждают факт лучшего восприятия гласных по сравнению с согласными. Во-первых, гласные сонорнее согласных и бла­годаря этому воспринимаются лучше. Во-вторых, одни и те же глас­ные повторяются в речи взрослых чаще согласных. Пешковский [1925], в результате статистического анализа нескольких отрывков русской устной речи, установил, что на десять тысяч звуков прихо­дится 5353 согласных и 4647 гласных. Если учесть, что в русском языке гласных в пять раз меньше, чем согласных, то получится весьма большой процент частоты употребления слышания одних и тех же гласных. Гласные в среднем встречаются в 5 раз чаще согласных.

Однако не все гласные различаются ребенком сразу. Существу­ют гласные, которые в отдельных случаях различаются даже позже некоторых согласных.

Опыты над различением гласных были проведены на основе треугольника гласных' (схема 1 а).

Эксперимент показал, что из всех гласных звуков сначала выде­ляется гласный а. Вычленяя из общей группы гласных звук а, ребе­нок как бы делит звуковую стихию гласных на две части: а и не-сг.

Следует полагать, что первоначальное различение а и не-а оп­ределяется, в первую очередь, акустической характеристикой глас­ного а. По высоте главной форманты, т. е. характерной для каждого гласного области звуковых частот, в которой частичные тоны имеют увеличенную силу звучания, гласные образуют следующий восхо­дящий ряд у, о, а, э, и. Гласный а занимает в этом ряду среднее ме­сто. Известно, что слуховая чувствительность является наибольшей именно в средней части звуковысотного ряда; звуки средней высоты - наиболее слышимые звуки. На этом основании а можно назвать «наиболее слышимым звуком» из всех гласных.<...>

Первичное выделение гласного а определяется не только аку­стическими особенностями этого звука. При различении этого звука дети руководствуются также зрительным восприятием: они внима­тельно следят за движением рта экспериментатора.

Гласные группы не-а (и, э, у, о) различаются между собой не сразу. Как показывают результаты исследования, сперва наступает различение и-у, э-о, и-о, э-у. Позже всего возникает различение гласных и-э, у-о.


Данные филогенеза речи также указывают на более позднее различение гласных и-э, у-о. В качестве наиболее древних гласных обычно фигурируют а, и, у. Значительно позже возникают э и о, ко­торые находятся в треугольнике гласных между а и и, а и у. Имеют­ся языки, которые по сей день фонематически различают только а, и, у: лакский, арабский, новопсрсидский и др. В древнесемитском язы­ке не различаются фонетически даже и-у, т. е. мы в нем имеем толь­ко фонематическое различение гласных а-на-а.

Поздняя дифференциация и-э, у-о объяснятся, в первую оче­редь, акустической близостью этих гласных. Очень часто встречает­ся замена о на у, э на и. Воячек отмечает, что «гласные о и у имеют басовую, низкую характеристику и различаются только на неболь­шом расстоянии» [Воячек 1911, 122].

Раннее различение и-у, э-о определяется не только акустиче­скими моментами. Эти гласные различаются весьма резко артикуля- ционно. Гласные и, э произносятся без участия губ, у, о - с участием губ. Это различие, несомненно, отражается в зрительном восприятии ребенка.

Позднее различение о-у, э-и сказывается и в речи ребенка. К сожалению, у нас нет точных наблюдений в этом направлении. Только Сикорскому удалось отметить: о и у так мало дифференци­рованы в известных словах, что трудно сказать, которую из них го­ворит ребенок. То же должно сказать об э и и [Сикорский 1899, 140].

Таким образом, выявляются три этапа в развитии фонематиче­ского восприятия гласных:

первый этап: различение а и нс-а, второй этап: различение у—и, а-э, у-э, о-и, третий этап: различение у-о, и-э.

Второй фонематический ряд (различение наличия согласных) Ребенок сначала отмечает наличие или присутст­вие лишнего звука. Это весьма характерно для восприятия ребенка. В его навыке сравнивания происходит значительный сдвиг. Слух его явно совершенствуется. Он постепенно начинает улавливать присутствие лишнего звука при сравнении таких слов, как «бок» - «ок», «век» - «ек» и др. Он, таким образом, сперва воспринимает со­гласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных. Различение наличия согласного звука является предвари­тельной ступенью к различению согласных между собой.<.. >

К сожалению, в отношении различения гласных нельзя было ус­тановить наличие такой предварительной ступени. В известном смысле начальное различение а-нс-а является такой ступенью. Точ­но так же, как ребенок вычленяет гласный из общей группы гласных и, отличая его от других гласных, отмечает его наличие, так и при различении наличия согласного ребенок вычленяет из общей группы согласных «согласный как нечто» и отмечает его присутствие.

Кроме глухого согласного х, я оперирую звонкими согласными, руководствуясь тем фактом, что звонкие согласные воспринимаются лучше глухих. Эта схема, отражающая реальный ход опытов, пока­зывает, что ребенку все время напоминается пройденный этап раз­личения. В данном случае была особая надобность в этом, ибо, как не раз указывалось выше, наличие согласных ребенок часто воспри­нимал раньше различения гласных о-у, э-и. Наконец, на данной схеме видно, что я постоянно пытался уловить у ребенка наступле­ние последующего этапа различения.

Третий фонематический ряд (различение сонорных и артикулируемых шумных)

Характерная черта восприятия ребенка заключается в том, что он выделяет из общего звукового потока речи взрослых определен­ную группу звуков и отличает ее от остальных звуков речи. Это осо­бенно ярко проявляется в процессе различения согласных. Из об­щей группы согласных ребенок сначала выделя­ет сонорные. Он как бы делит всю звуковую группу согласных на две части: сонорные и не-сонорные, т.е. шумные.

Данные филогенеза речи равным образом указывают на такую ступень фонетического развития языка, на которой фонематически раз­личались только сонорные и шумные согласные. Дифференциация сре­ди шумных возникает значительно позже. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только сонорные и шумные соглас­ные: язык Тамиль, тасманийский язык, австралийские языки и др.

Первичное выделение сонорных согласных объясняется тем, что из всех согласных они наиболее близки к гласным.

Но не все шумные отличаются детьми от сонорных одновре­менно и в одинаковой мере. Как выше отмечалось, артикулируемые шумные различаются раньше неартикулируемых. На этой ступени фонематического развития мы впервые встречаемся с влиянием артикуляции на фонематическое развитие речи. До сих пор слух играл ведущую роль в определении закономерностей фенема- тического развития. С этого момента артикуляция начинает вносить свои коррективы в это развитие. Ребенок, владеющий определенны­ми звуками, различит их скорее, чем дети, не владеющие данными звуками. Это не звначит, что в отношении онтогенеза речиможно полностью принять положение С. И. Бернштейна, который пишет, «Можно утверждать, что безусловно правильно мы слышим только те звуки речи, которые умеем правильно произнести» [Бернштейн 1937, 15]. Приведенный самим автором диалог с шестилетней девоч­кой, произносившей вместо г губно-губной согласный w и, отличав­шей слухом эти звуки, уже опровергает это категорическое положе­ние. Можно только сказан., что (пуки, которыми ребенок еще не владеет, различает им позже тех звуков, которые он произносит. С другой стороны, наблюдаются случаи, когда ребенок, не выговари­вая, например, в и замещая его звуком т, при появлении различения т-в, начинает произносить последний как более мягкий т, а затем как губно-губное w. Прежнее отождествление т и в разрушается.

Можно, следовательно, сказать, что ребенок, отличающий оп­ределенную фонематическую оппозицию, в некоторой степени диф­ференцирует и произношение звуков этой оппозиции. Иногда эта дифференцировка в произношении состоит лишь в некотором незна­чительном звуковом нюансе, но появление этого звукового нюанса сигнализирует о распаде прежнего отождествления, и расхождение в произношении этих звуков со временем будет постепенно возрастать вплоть до оформления их в качественно различные звуки.

Русский лингвист Александров тонко отметил постепенное раз­витие артикуляции звуков у своего сына. Этот мальчик к крнцу года последовательно заменял в произношении звуки fmp;v на b\ г, z, h на d\ t'. В период 1;0-1;4 он начал отличать эти звуки, но не сразу. В качестве переходного звука от р к/Александров указывает на губно- губное <р; от b к v - переходным звуком является губно-губное w; от d',t',Tnr,z,h перходный звук - / [Александров 1893, 86].<...>

Факт постепенного развития артикуляции ребенка отмечает в своих наблюдениях и Сикорский. «Те дети, - сообщает он, - кото­рые заменяли звук к звуком t вначале действительно употребляли более или менее специфически отчетливо t во всех случаях безраз­лично, где встречался звук t или звук к, но затем, оставляя более от­четливое t для случаев, где этому звуку действительно надлежит быть, для слов, начинающихся звуком к, они ставили язык не у края зубов, а гораздо дальше, так что их t уже было не t зубное, a t нёбное. Наконец, мы могли убедиться в существовании дальнейших переход­ных фаз; именно в известную пору дети начинали употреблять три раз­личные t: одно обыкновенное губное t в тех случаях, где этому звуку надлежит быть на самом деле, и, кроме того, два другие t, а именно t небное и t верхушечное (caeuminale), довольно безразлично для тех случаев, где следовало быть звуку к» [Сикорский 1899, 155]. То же са­мое Сикорский наблюдал при развитии артикуляции других звуков.

Приведенные факты обнаруживают взаимодействие слуха и артикуляции в процессе фонематического развития речи. Они указывают а интимную связь этих двух моментов. В дискуссии о том, определяет ли слух развитие артикуляции или артикуляция определяет развитие речевого слуха, факты онтоге­неза речи говорят о двустороннем взаимодействии слуха и артику­ляции[26]. Их взаимодействие в фонематическом развитии ребенка об­наруживается в том, что сперва различаются сонорные и неартику- лируемые шумные и лишь весьма поздно возникает различение со­норных и неартикулируемых шумных (з, х, ж).

Четвертый фонематический ряд (различение твердых и мягких согласных)

Вслед за разделением сонорных и артикулируемых шумных происходит разделение всех согласных на твердые и мягкие. Здесь снова ярко обнаруживается взаимодействие слуха и артикуляции: с значительным опозданием фонематически различаются ребенком в отношении твердости и мягкости те согласные, которые он в произ­ношении различает позже.

Сравнительно раннее различение русским ребенком твердых и мягких согласных, однако, нельзя объяснить просто артикуляцией и слухом. Здесь сказываются лингвистические особенности этих фо­нем в русском языке; во-первых, это различение имеет в русском языке (в отличие, скажем, от английского, французского и немецкого) семан­тическое значение, во-вторых, играет роль частота чередования в рус­ском языке твердых и мягких согласных: по данным Пешковского, по­сле каждых двух твердых согласных ребенок в большинстве случаев встречает мягкий согласный [Пешковский 1925,10].<.. .>

Пятый фонематический ряд (различение сонорных согласных)

Ребенок, разделив согласные на сонорные и шумные, твердые и мягкие, переходит к дифференциации сперва со­норных, затем шумных согласных. Сонорные, в своею очередь, он разделяет на две группы: 1) назальные, 2) плавные и jot. Имеются основания полагать, что в противопоставлении назальные - плавные ребенок раньше выделяет назальные. Это наиболее легко артикулируемые звуки. Плавные, как правило, ребенок на втором году жизни совсем не артикулирует. Таким образом, здесь еще раз проявляется роль артикуляции в фонематическом развитии речи.

Позже возникает дифференциация сперва между назальными, затем между плавными со­гласными.

Первоначальная дифференциация назальных подтверждает, не­сомненно, факт выделения назальных в противопоставлении назаль­ные - плавные.


Необходимо подчеркнуть, что плавные согласные ребенок чет­ко дифференцирует в том возрасте, когда он, как правило, ими еще не владеет. Этот факт как будто стоит в противоречии с развитым выше положением о взаимодействий слуха и артикуляции. Но это, как мне кажется, мнимое противоречие.

Когда говорится о взаимодействии каких-нибудь двух моментов А и В, то это не значит, что оно должно быть однозначно. Взаимодейст­вие предполагает, наоборот, возможность того, что в одном случае А влияет на В, в другом случае В - на А. Имеются случаи, когда артику­ляция превалирует над слухом, - это мы наблюдаем при выделении назальных по отношению к плавным, несмотря на то, что плавные со- норнее назальных. Имеются случаи, когда, наоборот, слух превалирует над артикуляцией, - это мы имеем при различении плавных.<.. .>

В процессе различения согласных ребенок должен получить возможность на что-то опереться, чтобы выделить определенную группу звуков из общего звукового потока речи взрослых; в одних случаях таким опорным моментом служит слуховое восприятие зву­ка, в других случаях - артикуляция его. Плавные и jot различаются ребенком позже всех других фонематических оппозиций именно по той причине, что как артикуляционно, так и акустически для ребенка одного-двух лет они не отличаются друг от друга; ребенку здесь не на что опереться.*:.. .>

В процессе перехода к различению шумных согласных ребенок успевает окончательно установить дифференциацию между со­норными и неартикулируемыми шумными. Неарти- кулируемыми шумными в данном случае являются не вполне адекват­но произносимые придувные (з, ж, х). Отсутствие адекватной артику­ляции придувных, несомненно, влияет на их отличение от сонорных. Это отличение, как мы видим, происходит весьма поздно. <.. .>

Шумные разделяются прежде всего по признаку локализации; при этом начальная локализационная дифференциация согласных весьма примитивна. Ребенок сперва различает только губные и язычные согласные. При различении назальных губно-язычная диф­ференциация уже наметилась, теперь же ребенок овладевает губно- язычной дифференциацией всех согласных. Дифференциация губ­ных и язычных обусловлена, в первую очередь, артикуляционным моментом. Несовершенством артикуляции язычных придувных сле­дует объяснить более позднее различение этих согласных. Следует полагать, что помимо слуха, зрение также играет определенную роль при различении губных и язычных.с.. .>

Восьмой фонематический ряд (различение взрывных и придувных) В переходе к различению язычных наступает дифференциация взрывных и придувных. Выше уже отмечалось более раннее выделе­ние взрывных по сравнению с придувными. Артикулируются ребен­ком они также раньше придувных. Этот момент впоследствии по­зволяет ребенку, отталкиваясь от взрывных, выделять их от не­взрывных шумных, т.е. придувных.

Данные филогенеза речи указывают на такую ступень фонема­тического развития, на кототром шумные фонематически разделя­лись только на взрывные и придувные. Дифференциация глухих и звонких наступила позже. Имеются языки, которые по сей день фо­нематически различают только взрывные и придувные: язык Папуа, тасманийский язык, некоторые языки Банту и др.

Данные филогенеза речи подтверждают положение о психоло­гическом процессе выделения определенной группы звуков из об­щей звуковой массы языка. Именно в результате такого выделения происходит фонематическое различение. В отношении филогенеза речи этот факт особенно ярко обнаруживается на ступени различе­ния взрывных и придувных. На вопрос о том, каким образом воз­никло различение взрывных и придувных, некоторые лингвисты отвечают: придувные возникают на основе взрывных, они появля­ются как что-то отличное от ранее выделенных взрывных. Это же мы констатируем у ребенка. <.. .>

Девятый фонематический ряд (различение передне- и заднеязычных) Различение передне- и заднеязычных требует точной артикуляции этих согласных. Локализация языка удаетяс ребенку с трудом. Многие дети заменяют заднеязычные согласные переднеязычными или переднеязычные заднеязычными. Несовер­шенство артикуляции и вместе с ней слуха приводит к более позд­нему различению этих согласных. <.. .>

Десятый фонематический ряд (различение глухих и звонких согласных) Относительно поздно возникает различение глухих и звонких согласных. Это различение затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая аку­стическая нюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребенка в заблуждение. Он дол­жен не руководствоваться сходством артикуляции, а заострить свое слуховое восприятие звуков до различения тончайшей нюансировки, должен руководствоваться слухом и только слухом.

Ребенок, таким образом, начинает, в основном, с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференциации согласных снова завершается, в основном, акустическим различением. Но как велико различие первичной и заключительной акустической дифференциации!

При первоначальном различении сонорных и артикулируемых шумных мы имеем сравнительно грубое примитивное слуховое раз­личение согласных; ребенок на этой ступени артикулирует очень мало согласных, он руководствуется в основном слухом. При заклю­чительном различении глухих и звонких согласных слух ребенка достигает уже булынего совершенства. К этому моменту ребенок проходит сложный путь развития в условиях взаимодействия слуха и артикуляции. К этому моменту он должен не только овладеть ар­тикуляцией звуков, ориентирующей его в различении этих звуков, он должен также овладеть возможностью не всегда считаться с ар­тикуляцией и, несмотря на артикуляционное сходство, различать данные звуки только слухом.

Данные филогенеза речи подтверждают несомненно более позднее фонематическое различение глухих и звонких согласных. Выше были приведены языки, которые по сей день фонематически не различают этих оппозиций: тасманийский, язык Папуа, некоторые языки Банту и др. <.. .>

Различение шипящих и свистящих и разли­чение плавных и jot возникает очень поздно. Вопрос о возникновении различения шипящих и свистящих принад­лежит к наиболее трудноразрешимым вопросам лингвистики. Значи­тельно количество языков не различает эти звуки. Для различения этих звуков необходима очень тонкая дифференциация движений передней части языка и максимальное совершенство слуха. Еще труднее диффе­ренцировать плавные согласные и jot. Ребенок, как известно, не разли­чает их артикуляционно и, в отличие от дифференциации глухих и звонких, не различает плавные и jot также и фонационно. Несмотря на большое уже совершенство слуха детей, в конце всей серии опытов им удалось лишь с большим трудом различать эти звуки.

III

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментальное исследование выявило определенные зако­номерности развития фонематического восприятия речи у детей.

Фонематическое восприятие возникает в связи с развитием се­мантики речи ребенка, которое перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию. Развитие слуха и артикуляции, в свою очередь, влияет на последовательность возникновения восприятия отдельных фонем.

Показанная на табл. 1 последовательность возникновения фо­нематических радов у отдельных детей выявляет роль этих момен­тов в фонематическом развитии детской речи.

Как видно из таблицы, у большинства детей (67%) обнаружива­ется единообразная последовательность в возникновении воспри­ятия фонем. Эти дети ориентируются на акустические и артикуляци­онные особенности звуковой системы языка.

33% детей уклонялись от общей последовательности фонемати­ческого развития, одни из них - в сторону более быстрого усвоения акустических особенностей звука (22%), другие - в сторону более быстрого усвоения артикуляционных особенностей звука (11%). Од­нако эти уклонения наблюдаются лишь на определенных этапах раз­вития фонематического восприятия и поэтому не меняют общей схемы фонематического развития.

В основном исследование наметило две стадии фонематическо­го развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребенок делит весь звуковой поток речи на две части, вычленяя из него в первую очередь гласные и от­личая их от других звуков - согласных.

Стадия различения согласных является, таким образом, первой ступенью фонематического развития детской речи и образует пер­вый фонематический ряд этого развития. Он разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: различение а и не-а. Второй этап: различение и - у, э - о; различение и - о, э - у. Третий этап: различение и-э, у-о.

Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Свое­образным вступлением в эту стадию служит восприятие самого фак­та наличия согласных. Оно является некоторой предварительной ступенью различения согласных вообще. В общей схеме фонемати­ческого развития различение наличия согласных является второй ступенью и образует второй фонематический ряд.

Затем следует две крупные ступени в различении всей массы согласных. Сперва согласные разделяются на сонорные и шумные - это является третьей ступенью фонематического развития речи. Эта ступень разделяется на два ряда. Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребенка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и неартикулируемых шумных, возникает поз­же других ступеней различения и образует шестой фонема­тический ряд. Он условно включается нами в пятую ступень фонематического развития речи. Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных. Это является четвертой ступенью фонематического развития речи и об­разует четвертый фонематический ряд.

После этого возникает различение среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи.

Различение сонорных происходит на пятой ступени фонемати­ческого развития и образует пятый фонематический ряд. Он разделяется на три последовательных этапа. Первый этап: разли­чение между назальными и плавными + jot. Второй этап: различение назальных. Третий этап: различение плавных.

Различение плавных и jot возникает очень поздно и образует последний двенадцатый фонематический ряд. Этот ряд условно включается в шестую ступень фонематического разви­тия речи.

Различение шумных происходит на шестой ступени фонемати­ческого развития и образует следующие ряды: седьмой фонематиче­ский ряд - различение взрывных и придувных; девятый фонематиче­ский ряд - различение передне- и заднеязычных; десятый фонемати­ческий ряд - различение глухих и звонких согласных; одиннадцатый фонематический ряд - различение шипящих и свистящих. Затем насту­пает двенадцатый фонематический ряд - различение плавных и jot.

Описанная последовательность фонематического развития речи ребенка изображена в таблице 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ Список детей-испытуемых
Имя и фамилия Возраст к началу опытов Возраст к концу опытов Фонематические ряды, исследованные у данного ребенка
Рима Барыкина 0; 10 1; 6 I - VII
Лида Бахурина 1; 6 2; 0 все
Шура Будакова 1;2 1; 7 1-VII
Вова Грунков I; 1 1; 6 I-VII
Нина Калянцева 1; 5 1; 11 III, V, VI, VIII - XII
Нина Карасева 1; 3 1;9 все
Катя Котова 1;5 1; 11 все
Зина Купавцева 1; 4 1; 9 I - VII
Люся Куртакова I; 3 1; 10 все
Люся Лукьянова 0; 11,22 0: 12,23
Таня Осокина 1; 1 1; 9 I- VII
Зина Попова 1; 6 1; 11 VI, VIII, X - XII
Люся Скачкова 1; 6 2:0 все
Люся Степанова 1; 1 1; 9 все
Юля Стрижакова 1: 2 1; 10 все
Вова Суханов 1; 4 1; 11 все
Толя Третьяков 1; 5 1; 11 I, III, V, VI, VIII-XII
Витя Федчин 1; 4 1: Н I-VII
Паша Хохлов 1; 3 1; 7 I-VII

Таблица 1 Последовательность возникновения фонематических рядов у отдельных детей
Фонематические ряды Дети
разли­чение глас­ных газли- чение налич. глас­ных разли­чение сонор. и арти­кул. Шум­ных разли­чение твер­дых и мягких согла­сных разли­чение соно­рных разли­чение сонор. и неарт. шум­ных Разли­чение rvo- tfbix и языч­ных разли­чение взрыв­ных и приду­вных разли­чение перед­не- и задне­языч­ных Разли­чение глухих и звон­ких разли­чение шипя­щих и свис­тящих разли­чение плав­ных и jot
Рима Барыкина          
Лида Бахурина
Шура Будакова          
Вова Грунков          
Нина Калянцева И
Нина Карасева
Катя Котова
Зина Купавцева          
Люся Куртакова б И
Таня Осокина          
Зина Попова
Люся Скачкова
Люся Степанова
Юля Стрижакова
Вова Суханов
Толя Третьяков И
Витя Федчин          
Паша Хохлов          

 

Таблица 2 Общая схема фонематическою развития
Последовательность развития Фонематические различения
Стадия Ступень Ряд г)пш
Первая (разли­чение глас­ных) первая (различение гласных) первый (различени е гласн.) первый второй третий различение аот других гласных различение и- у, з- о, и - о, э-у различение и - э, у - о
вторая (разли­чение соглас­ных) вторая предвари­тельная (различение наличия согласных) второй   различение наличия согласных: фонема = согласная - нуль-фонема (бок - ок, вэк - эк, д'ик - ик)
третья (различение сонорных и артику­лируемых шумных) третий   различение сонорных и артикулируемых шумных: м - б, р — д, н - г,] - в
четвертая (различение твердых и мягких со­гласных) четвертый   различение твердых и мягких согласных:п - и', м -м', б- б', д - д', в- в', з -з', л - л', р -р'
пятая (различение сонорных) пятый (различе­ние сонор­ных) первый второй третий различение назальных и плавных + jot:м - л, м- р, Н- Л, /1 -р, Н -j,M -j различение назальных: м- и различение плавных: м - н
шестая (различение шумных) шестой различение сонорных и неартикулируе- мых шумных: м - з, л — х, н — ж
седьмой различение губных и язычных:б-д, б-г, в -з, ф-х
восьмой различение взрывных и придувных:б - в, д - з, к-х, д - ж
девятый различение передне- и заднеязычных: д-г, с-х, ш-х
десятый различение глухих и звонких:п - б, т - д, к - г, ф — в, с - з, ш — ж
одиннадца­тый различение шипящих и свистящих: С - 3, ш - ж
двенадца­тый различение плавных и jot:р-jot, л-jot

Развитие значения слов в онтогенезе1

Мы остановились на строении основной единицы языка - слова - и показали, что слово включает в свой состав по крайней мере два основных компонента. Первый из них мы обозначили как предмет­ную отнесенность, понимаемую как функция слова, заключающаяся в обозначении предмета, признака, действия или отношения. Вто­рым основным компонентом слова является его значение, которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в пред­мете, обобщения их и введения предмета в известную систему кате­горий. Тем самым слово выполняет ту огромную работу, которая проделана в общественной истории языка. Это дает основание для того, чтобы слово становилось основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения - орудием речевой ком­муникации. Сейчас мы продолжим это рассуждение и остановимся на одном из важнейших открытий советской психологической нау­ки, которое показало, что оба этих компонента - предметная отне­сенность слова и его значение - не остаются неизменными в процес­се развития ребенка, что в онтогенезе значение слова развивается, меняет свою структуру. Это открытие, которое было сделано в со­ветской науке более сорока лет назад выдающимся советским пси­хологом Л.С. Выготским, было им сформулировано как положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысло­вом и системном развитии значения слова.

Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский по­нимал тот факт, что в процессе развития ребенка как отнесение сло­ва к предмету, так и выделение соответствующих признаков, коди­рование данных признаков и отнесение предмета к известной систе­ме категории не остаются неизменными, а меняются по мере разви­тия ребенка.

Под системным развитием слова он понимал важнейшее пси­хологическое положение, согласно которому за значением слова на разных этапах стоят разные психологические процессы, и таким об­разом с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение.

' По изданию: Лурия А.Р. Язык и сознание. М, 1979. С.51-66.


Наконец, JT. С. Выготским сближал факт развития значения сло­ва с фактом развития сознания. Для него слово является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях. Поэтому если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и от­ражение тех связей и отношений, которые через слово определяют строение его сознания.

Именно поэтому учение о развитии смыслового и системного значений слова может быть одновременно обозначено как учение о смысловом и системном развитии сознания.

Легко понять, насколько принципиальными являются эти поло­жения. Они говорят о том, что ни значение слова, ни его психологи­ческое строение в процессе развития ребенка не остаются неизмен­ными и что не только строение слова, но и строение сознания, его системный характер существенно изменяются. В связи с этим воз­можен новый материалистический подход к учению о развитии язы­ка и сознания в онтогенезе. В этом положении и состоит то новое, что внесла советская психология в важнейший раздел психологиче­ской науки - учение о сознании человека. Это положение и будет предметом нашего рассмотрения.

Значение и смысл

До того как перейти к основной теме, следует ввести одно поня­тие, которое сыграет значительную роль во всем дальнейшем рассу­ждении.

Рядом с понятием значения, в современной психологии приме­няется понятие смысла, которое играет решающую роль для анализа важнейших сторон проблемы языка и сознания.

Для классической лингвистики «значение» и «смысл» были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Лишь в самое последнее время в зарубежной психологии и психолингвисти­ке стали различаться два аспекта понятия значения слова: «рефе­рентное» значение, т.е. значение, вводящее его в определенную ло­гическую категорию, и «социально-коммуникативное» значение, отражающее его коммуникативные функции (Халлидей, 1970, 1975; Ромметвейт, 1974; и др.).

В советской психологии различие «значения» и «смысла» было введено несколькими десятилетиями раньше - еще Л. С. Выготским в его классической книге «Мышление и речь», которая впервые была опубликована в 1934 г. и приобрела широкую известность.

Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в про­цессе истории систему связей, которые стоят за словом. Например, за словом «чернильница» стоит значение, на котором мы останавли­вались выше. Как мы уже говорили, слово «чернильница», которое сложилось в общественной истории, обозначает нечто, имеющее отношение к краске (черн-), к орудийности (-ил-), к вместилищам (- ниц-). Таким образом, это слово не только указывает на определен­ный предмет, но и подвергает его анализу, вводит его в систему объ­ективных связей и отношений.

Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной. «Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обо­значаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное «ядро» - определенный набор связей.

Рядом с этим понятием значения мы можем, однако, выделить другое понятие, которое обычно обозначается термином «смысл». Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному мо­менту и к данной ситуации. Поэтому если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» - это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.

Обратимся к примеру, иллюстрирующему это положение. Сло­во «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого ле­жит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь - это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова - строение угля, его свойства. Для художника - это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набро­сок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.

Значит, одно и то же слово имеет значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной. Однако на­ряду со значением каждое слово имеет смысл, под которым мы име­ем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта.

Именно поэтому современные психолингвисты с полным осно­ванием считают, что если «референтное значение» является основ­ным элементом языка, то «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации (в основе которой лежит восприятие того, что именно хочет сказать говоря­щий и какие мотивы побуждают его к высказыванию) и вместе с тем основным элементом живого, связанного с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом.

Взрослый культурный человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом. Он твердо знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с данной ситуа­цией. Легко понять, что слово «веревка» для человека, который хо­чет упаковать покупку, имеет один смысл, а для человека, который попал в яму и хочет выбраться из нее, это средство к спасению. Только при некоторых нарушениях психики, например при шизоф­рении, резко страдает возможность выбрать смысл, соответствую­щий ситуации, и если человек, который упал в яму и которому бро­сили веревку, будет рассуждать о качествах веревки, скажем, о том, что «веревка - это вервие простое», и будет резонерствовать вместо того, чтобы действовать, это будет свидетельствовать о явном от­клонении его психики от нормы.

Итак, в слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуаль­ный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, вы­деление из числа всех связей, стоящих за словом той системы свя­зей, которая актуальна в данный момент.

Обратимся теперь к основной интересующей нас теме и попы­таемся проследить, как формируется значение слова в процессе раз­вития ребенка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.