Здавалка
Главная | Обратная связь

Образные связи на промежуточных этапах перехода к конвенциональному обозначению



По мере развития представлений о действительности появляется необходимость выражения нового содержания. Для выражения но­вого содержания нужны новые формы. Однако прежде чем образо­вать их, ребенок стремится использовать в модифицированном виде старые формы. Здесь проявляется столкновение двух тенденций. С одной стороны, это - «тенденция к сохранению коммуникативно отработанных средств» [Серебряенников 1968: 81], с другой - тен­денция к новым средствам выражения нового содержания.

Так в недрах старого процесса соотнесения означаемого и озна­чающего накапливаются возможности для его качественной пере­стройки.

Когда связь звука и обозначаемого предмета становится менее тесной, ребенок начинает ощущать несоответствие планов выраже­ния и содержания. Не имея возможности снять омонимию путем введения нового слова, ребенок использует другие доступные ему средства: модуляции голоса, тембр, тон, ударение, долгота или крат­кость звука. При этом выбор средств также диктуется образным вос­приятием предмета. Гриша Ш. (1.5): у-у-у - громко - большая маши­на, у-у-у - тихо, тонко - маленькая машина. Пример В. Леопольда: Вава - громко - папа, шепотом - бай-бай, Вайа - громко - Кароли­на, шепотом - спасибо.

Применение этих паралингвистических средств используется сначала для снятия диффузности. Поэтому необязательно менять звуковую форму слова или использовать другое слово: можно поль­зоваться иными средствами (ср., например, как девочка в 1.9 называ­ет поросенка хр-и-и-и, а свинью хр-у-у-у).

Дифференциальных возможностей в распоряжении ребенка для выражения самого разного содержания достаточно. С развитием ре­бенка увеличивается его речевой опыт (в общении со взрослыми и с
детьми приобретаются новые средства). Элементы, усвоенные ре­бенком в ходе общения, иногда связаны с внешним миром (слово тождественно предмету или действию), но иногда и не связаны (ми- ми - молоко из бутылки, те - молоко из чашки). Прежде всего, к таким не связанным элементам относятся «штампы», о которых мы упоминали выше. Новые средства выражения накапливаются в арсе­нале ребенка и находятся в нем в «свободном» состоянии, готовые к применению.. Кроме того, логика развития такова, что средства вы­ражения используются всегда для конкретных целей.

Новое содержание диктует употребление таких средств выра­жения, которые удовлетворяли бы следующим условиям: они долж­ны быть достаточно гибкими и с их помощью можно проводить раз­личение содержания. Гибкость форм основывается на связи предме­та и имени и определяется теми общими чертами, которые имеет звучание слова, с одной стороны, и звучание объекта номинации - с другой (если же не звучание объекта номинации, то внешние черты, которые легко и «прямо» выражаются данным звучанием). Гибкость форм основывается, иными словами, на образной связи означаемого (предмета) и означающего (слова).

Важно отметить, что переход к таким формам, как «двойные» слова, - это переход к другому, качественно новому принципу обо­значения.

Переход от диффузности к дифференциальному выражению обусловливает появление таких двойных слов, каш му-му - корова, ав-ав собака (Чуковский), бум - молоток (Штерн), примеры Штерна: рее-рее - bird, didde-didde - clock и др. Эти переходные формы со­держат свойства старые и новые. По мере стабилизации представле­ния о предмете образная часть «двойного» слова отпадает, и остает­ся только новая часть: конвенциональное слово. Для того, чтобы ответить на вопрос, почему возможны такие изменения, если две звуковые формы так различны, необходимо обратиться к проблемам восприятия. Восприятие носит образный характер. Перцептивный опыт ребенка отражается в его сознании в виде конкретно- чувственных образов предметов. Можно представить в соответствии способы восприятия окружающего мира ребенком и виды образов, формирующиеся в его сознании:


зрительные - моторные слуховые
зрительное - тактильное слуховое
образы
восприятие'

 

 


Воспринимая предмет, ребенок формирует представление о нем. Перцептивное восприятие комплексно, поэтому его результат -

образы - тоже носит комплексный характер. Отдельные связи могут преобладать на отдельных этапах и определять качества образов. При связи слухового образа и представления о предмете присутст­вуют все виды восприятия, однако преобладает какой-то один его вид: зрительное или слуховое - в зависимости от того, что на первом плане для ребенка в данный момент - предмет или звук. Если при восприятии какого-либо предмета и объединения его признаков и признаков звукокомплекса формируется представление, то процесс формирования такого представления может быть перенесен и на другой предмет и другой звукокомплекс.

Комплексность восприятия и комплексность образа может быть прослежена на «двойных» словах явно. Связь звучания со значением в звукоподражательном слове определенна (му-му, бум, ав-ав, би-би и т. д.), в «двойном слове» она неопределенна. В первом случае это связь звуковая, во втором - кинестетическая. Такую связь Вернер и Каплан [Werner, Kaplan 1963] назвали «динамически образной». Нам пред­ставляется такое определение верным. Это связь образная, потому что она основана на представлении конкретных признаков, свойств, ха­рактеристик предмета, динамическая, потому что основана на кине­стетических ощущениях. О существовании такой связи и позже свиде­тельствуют многочисленные примеры детского словотворчества.

С одной стороны, звуковая форма слова помогает получить бо­лее полное представление о предмете. С другой - данная стадия раз­вития представления обусловливает появление «квазиоконвенционального» слова. Конвенциональность такого спо­соба выражения нам видится хотя бы в том, что в любом подобном образовании используется продуктивная словообразовательная мо­дель. Здесь уже начинаются такие явления, когда дети следуют ана­логии и идут по пути, указанному как логикой языка, так и логикой развития.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.