Главное назначение бюджета – удовлетворить потребности государства и его граждан в финансовых ресурсах, их современном получении и перечислении.
Характеристика институтов особенной части финансового права. Институты особенной части финансового права: 1.Бюджетная система (бюджет, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное устройство РФ); 2.Правовой режим государственных внебюджетных фондов; 3.Финансы государственных и муниципальных предприятий; 4.Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов; 5.Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов; 6.Государственный и муниципальный долг и кредит; 7.Правовые основы денежного обращения и расчетов; 8.Основы валютного законодательства (правовое регулирование валютных операций); 9.Финансового правовое регулирование рынка ценных бумаг; 10.Правовое регулирование банковской деятельности (банковского кредитования); 11.Организация страхового дела; 12.Правовое регулирование инвестиционной деятельности; 13.Основы налогового права (федеральные налоги и сборы, региональные налоги и местные налоги, специальные налоговые режимы). Бюджетная система (бюджет, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное устройство РФ). Бюджет понимается в 3 аспектах: экономическом, материальном и юридическом. В экономическом аспекте, бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и последующим использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. В материальном аспекте, бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, создаваемый для покрытия государственных расходов. В юридическом аспекте, бюджет представляет собой правовой акт (финансовый алан образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства и муниципального образования, утверждаемый соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления). Функции бюджета: · Распределительная – аккумулирования доходов и их последующего использования в объемах и направлениях, утверждаемых на очередной финансовый год; · Контрольная – в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств создается объективная основа для осуществления государственно-финансового контроля; · Стабилизирующая – федеральный бюджет должен выступать гарантом стабильности экономической ситуации, эффективным финансовым инструментом региональной политики; · Стимулирующая– из федерального бюджета выделяются средства, которые представляют собой финансовую помощь региональным бюджетам, которые испытывают дефицит, а нематериальные стимулы к развитию; · Социальная –необходима для успешного функционирования все социальной сферы. Главное назначение бюджета – удовлетворить потребности государства и его граждан в финансовых ресурсах, их современном получении и перечислении. Бюджетное право –представляет собойсовокупность финансово-правовых норм, регламентирующих бюджетное устройство государства и бюджетную систему, регулирующих общественные отношения по образованию (аккумулированию), распределению и использованию фондов денежных средств (бюджетов разного уровня). Предмет бюджетного права – определенные группы общественных отношений, возникающие при аккумулировании, распределении и использовании централизованных денежных фондов государства. · Отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходных источников и осуществления расходных полномочий бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; · Отношения, возникающие между субъектами в рамках регламентированных законом стадий бюджетного процесса и при регламентации правового статуса участников бюджетного процесса; · Отношения, возникающие при осуществлении государственных и муниципальных заимствований, регулировании государственного и муниципального долга; · Отношения, в сфере привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Субъекты бюджетного права: · Субъекты, участвующие в распределении доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ; · Субъекты, являющиеся участниками бюджетного процесса; · Субъекты, получающие из бюджетов различных уровней финансовые ресурсы в различных установленных законом формах; · Субъекты, несущие ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ. Бюджетные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства и урегулированные нормами бюджетного права, т.е. отношения, при которых участники выступают носителями юридически закрепленных прав и обязанностей по образованию (аккумулированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (как государства, так и муниципальных образований). Особенности бюджетных правоотношений: · Денежные отношения; · Одной стороной всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления; · Характерно наличие финансового права, т.е. бюджета, поскольку данные правоотношения складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета. Бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Три уровня бюджетной системы: · Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; · Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; · Местные бюджеты, в том числе: v Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов, федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; v Бюджеты городских и сельских поселений. Принципы бюджетной системы РФ: · Принцип единства · Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ · Принцип самостоятельности бюджетов · Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов · Принцип сбалансированности бюджета · Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств · Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов · Принцип прозрачности (открытости) · Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований · Принцип подведомственности расходов бюджетов · Принцип единства кассы · Принцип достоверности бюджета · Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Участники бюджетного процесса: · Президент РФ · Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования · Законодательные представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления · Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) · Банк России · Органы государственного (муниципального) финансового контроля · Органы управления государственными внебюджетными фондами · Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств · Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета · Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета · Получатели бюджетных средств Стадии бюджетного процесса: · Составления проекта бюджета · Рассмотрения и утверждения бюджета · Исполнения бюджета
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|