Здавалка
Главная | Обратная связь

Главное назначение бюджета – удовлетворить потребности государства и его граждан в финансовых ресурсах, их современном получении и перечислении.

Характеристика институтов особенной части финансового права.

Институты особенной части финансового права:

1.Бюджетная система (бюджет, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное устройство РФ);

2.Правовой режим государственных внебюджетных фондов;

3.Финансы государственных и муниципальных предприятий;

4.Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов;

5.Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов;

6.Государственный и муниципальный долг и кредит;

7.Правовые основы денежного обращения и расчетов;

8.Основы валютного законодательства (правовое регулирование валютных операций);

9.Финансового правовое регулирование рынка ценных бумаг;

10.Правовое регулирование банковской деятельности (банковского кредитования);

11.Организация страхового дела;

12.Правовое регулирование инвестиционной деятельности;

13.Основы налогового права (федеральные налоги и сборы, региональные налоги и местные налоги, специальные налоговые режимы).

Бюджетная система (бюджет, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное устройство РФ).

Бюджет понимается в 3 аспектах: экономическом, материальном и юридическом.

В экономическом аспекте, бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в связи с образованием, распределением и последующим использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте, бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, создаваемый для покрытия государственных расходов.

В юридическом аспекте, бюджет представляет собой правовой акт (финансовый алан образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства и муниципального образования, утверждаемый соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления).

Функции бюджета:

· Распределительная – аккумулирования доходов и их последующего использования в объемах и направлениях, утверждаемых на очередной финансовый год;

· Контрольная – в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств создается объективная основа для осуществления государственно-финансового контроля;

· Стабилизирующая – федеральный бюджет должен выступать гарантом стабильности экономической ситуации, эффективным финансовым инструментом региональной политики;

· Стимулирующая– из федерального бюджета выделяются средства, которые представляют собой финансовую помощь региональным бюджетам, которые испытывают дефицит, а нематериальные стимулы к развитию;

· Социальная –необходима для успешного функционирования все социальной сферы.

Главное назначение бюджета – удовлетворить потребности государства и его граждан в финансовых ресурсах, их современном получении и перечислении.

Бюджетное право –представляет собойсовокупность финансово-правовых норм, регламентирующих бюджетное устройство государства и бюджетную систему, регулирующих общественные отношения по образованию (аккумулированию), распределению и использованию фондов денежных средств (бюджетов разного уровня).

Предмет бюджетного права – определенные группы общественных отношений, возникающие при аккумулировании, распределении и использовании централизованных денежных фондов государства.

· Отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходных источников и осуществления расходных полномочий бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

· Отношения, возникающие между субъектами в рамках регламентированных законом стадий бюджетного процесса и при регламентации правового статуса участников бюджетного процесса;

· Отношения, возникающие при осуществлении государственных и муниципальных заимствований, регулировании государственного и муниципального долга;

· Отношения, в сфере привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Субъекты бюджетного права:

· Субъекты, участвующие в распределении доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ;

· Субъекты, являющиеся участниками бюджетного процесса;

· Субъекты, получающие из бюджетов различных уровней финансовые ресурсы в различных установленных законом формах;

· Субъекты, несущие ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства и урегулированные нормами бюджетного права, т.е. отношения, при которых участники выступают носителями юридически закрепленных прав и обязанностей по образованию (аккумулированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (как государства, так и муниципальных образований).

Особенности бюджетных правоотношений:

· Денежные отношения;

· Одной стороной всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления;

· Характерно наличие финансового права, т.е. бюджета, поскольку данные правоотношения складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета. Бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Три уровня бюджетной системы:

· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

· Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· Местные бюджеты, в том числе:

v Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов, федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

v Бюджеты городских и сельских поселений.

Принципы бюджетной системы РФ:

· Принцип единства

· Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

· Принцип самостоятельности бюджетов

· Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

· Принцип сбалансированности бюджета

· Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств

· Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

· Принцип прозрачности (открытости)

· Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

· Принцип подведомственности расходов бюджетов

· Принцип единства кассы

· Принцип достоверности бюджета

· Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса:

· Президент РФ

· Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования

· Законодательные представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления

· Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

· Банк России

· Органы государственного (муниципального) финансового контроля

· Органы управления государственными внебюджетными фондами

· Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств

· Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета

· Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета

· Получатели бюджетных средств

Стадии бюджетного процесса:

· Составления проекта бюджета

· Рассмотрения и утверждения бюджета

· Исполнения бюджета

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.