Здавалка
Главная | Обратная связь

Сбор психологического анамнеза



В начале работы психолог изучает историю развития ребенка, анамнестические данные, знакомится с работами и продуктивным творчеством ребенка, беседует с его близкими. Важно определить, как развивался ребенок с первых дней жизни.

Определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы (вариант РДА по О.С. Никольской)

Целью этого этапа является определение типа аутистического дизонтогенеза ребенка. Она достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка, что позволяет на начальном уровне оценить возможные нарушения эмоционально-волевой сферы. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка специалист может строить дальнейшее изучение его уже в результате установления контакта и организации взаимодействия с ним.

Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутичного ребенка, следует опираться на основные критерии аутистического дизонтогенеза, выделенные в классификации О.С. Никольской.

Первый тип аутистического дизонтогенеза (уровень полевой реактивности):

  • повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов;
  • выраженная пассивность к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее);
  • отсутствие зрительного контакта (взгляд не фиксируется на собеседнике, а плавно ускользает);
  • наличие «полевого» поведения;
  • мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера;
  • проявление вычурности двигательных поз.

Второй тип аутистического дизонтогенеза (уровень стереотипов):

  • выраженная чувствительность к воздействиям окружающей среды (силе голоса, света, температуре, прикосновениям);
  • активное отвержение мира в виде аутостимуляций;
  • обилие моторных стереотипии;
  • наличие речевых штампов, эхохалий, речевых стереотипии;
  • проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (проявляется в особой избирательности в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды, в пользовании только какими-то отдельными предметами и т.д.);
  • наличие страхов;
  • автономная игра.

Третий тип аутистического дизонтогенеза (уровень экспансии):

  • проявление выраженной конфликтности поведения;
  • быстрая пресыщаемость в любой деятельности;
  • выраженная избирательность в контактах;
  • наличие немотивированных страхов;
  • безадресная речь, не направленная на собеседника;
  • отсутствие использования местоимений первого лица;
  • взгляд «сквозь» человека.
  • Четвертый тип аутистического дизонтогенеза (уровень эмоционального контроля):
  • проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах;
  • потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке;
  • симбиотическая связь с близкими (с матерью);
  • речь может носить затухающий характер;
  • визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.