Здавалка
Главная | Обратная связь

Ситуационная задача №18.



Г. Шпеман в 1924 году в серии опытов по пересадке частей зародышей амфибий на стадии гаструлы убедительно доказал, что одни участи зародыша оказывают влияние на развитие других участков. Это явление получило название эмбриональная индукция.

1. Объясните, почему при удалении дорзальной губы бластопора на стадии ранней гаструлы развитие зародыша останавливается?

2. Объясните, почему при пересадке дорзальной губы бластопора в энтодерму первичной кишки эмбриональная индукция не проявляется?

3. Какие виды эмбриональной индукции описаны в биологии?

4. Назовите другие факторы регуляции онтогенеза. Объясните механизм их действия.

5. Какие факторы регуляции онтогенеза действуют в постнатальном периоде?

Ответ к ситуационной задаче № 18.

Дорзальная губа бластопора зародыша амфибий является мощным индуктором развития на стадии гаструляции. Под её влиянием формируются осевые органы зародыша. При удалении губы бластопора самый главный на данной стадии развития комплекс осевых органов не образуется, и развитие останавливается. Индуктор может оказать своё влияние только на определённые органы, такие части зародыша называются компетентными. Энтодерма не способна воспринять влияние хордомезодермального зачатка.

Формирование осевых органов под влиянием материала губы бластопора было названо первичной эмбриональной индукцией. Индукционные влияние на более поздних стадиях развития получили название вторичной и третичной индукции, например, формирование первичной почки, формирование глазного бокала.

Кроме эмбриональной индукции известны другие факторы регуляции онтогенеза: генетический, клеточное взаимодействие, морфогенетические поля, нервная и эндокринная регуляция. У животных, имеющих внутриутробное развитие, влияние внешних факторов на стадии эмбриогенеза осуществляется опосредованно через материнский организм. В постнатальном периоде они действуют непосредственно на организм.

Ситуационная задача № 19.

У женщины, переболевшей токсоплазмозом на 4-7 неделе беременности, родился ребенок с отсутствием верхних конечностей. Этот порок развития связан с остановкой роста спинномозгового нерва, инервирующего верхние конечности, под влиянием токсинов токсоплазмы.

1.Какова роль нервной системы в морфогенезе конечностей? Приведите пример эксперимента, подтверждающего влияние нервной системы на развитие органа.

2.Приведите экспириментальные доказательства существования обратной связи между иннервируемым органом и соответствующим отделом нервной системы.

3.Какие клеточные механизмы обеспечивают развитие органов в эмбриогенезе?

4.Сформируется ли данный порок развития у плода, если женщина переболела токсоплазмозом на девятом месяце беременности?

5. Каковы последствия действия тератогенных факторов?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.