Здавалка
Главная | Обратная связь

Художественные материалы, их психологическое влияние



Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу человека. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают и ребенка, взрослого к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арттерапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента (М. Бетенски). Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [там же, с.16].

Арттерапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

• краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

• для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

• природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

• для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

• бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

• кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах клиентов.

Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий [там же, с.17]:

1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие - пастель, краска и глина - способствуют более свободному выражению. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.

2. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

3. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

4. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.

5. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих участников арттерапевтического сеанса (клиентов). Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок - с безоценочной реакцией на конечный продукт - могут стать целительными сами по себе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.