Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества. Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, обнаруживая себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним символически выражаются в продуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь к «психологически не переработанным» в полной мере в прошлом событиям. Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного человека, для которого проводится артерапевтический сеанс. Рисунки, коллажи, скульптуры являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации [там же, с.18]. При восприятии продуктов изобразительного творчества арттерапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты: • какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; • что выглядит странным; • чего не хватает у данного объекта; • что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным; • каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения; • есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем; • в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора; • есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения; • постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора. Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного. 4.4. Основные этапы изотерапии: Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание. Второй этап: процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (интенциональность, интенция – устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект). Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [там же. с.19]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|