Здавалка
Главная | Обратная связь

Публицистика и историография



Острота политической борьбы отразилась во всех тогдашних произведениях. Особенно интересны в этом смысле письма Цицерона к друзьям и родным. В них вскрывается закулисная история политических интриг, отношений и лиц, прикрашенная и замаскированная в его официальных выступлениях. Из этих писем мы узнаём, например, что герой республиканцев, стоик Брут уморил голодом одного из магистратов города Саламина, который не мог выплатить сумму, данную ему в долг из 48%; узнаём о корыстных мотивах действий самого Цицерона, о его подлинном, часто презрительном и неискреннем отношении к идеям, которые он провозглашал, и к людям, которых он называл своими друзьями.

К политическим сочинениям того времени относятся и записки Цезаря о галльской и гражданской войнах. Повествование ведётся в третьем лице, очевидно для того, чтобы создать иллюзию наибольшей объективности. На самом деле «Записки» написаны Цезарем с целью оправдать свои действия, приукрасить успехи и сгладить, по возможности, неудачи. Современников и потомков восхищала строгая простота, сжатость и вместе с тем выразительность стиля Цезаря, писавшего свои сочинения в лагерях и в походах. О своей политической программе и подлинных намерениях Цезарь в этих сочинениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. Например, войну с Ариовистом он объясняет просьбой жителей Галлии, начало гражданской войны — своим стремлением защитить народных трибунов и т. д.

Взгляды и чаяния цезарианцев гораздо ярче отразились в сочинениях историка Саллюстия: о войне с Югуртой, о заговоре Катилины, о событиях от смерти Суллы до 74 г., и в двух его письмах к Цезарю. Яркими красками рисует он позорную продажность знати во время Югуртинской войны; её развращённость, породившую такое чудовище, как Катилина. Но и римские низы, «чернь», по мнению Саллюстия, разложились вследствие нищеты и безделья не меньше, чем нобилитет. Этой «черни» он противопоставляет народ, который, по его мнению, должен состоять из свободных, равных землевладельцев. Особо его симпатией пользовались популяры типа Мария. Саллюстий пропагандировал идеал ушедшей в прошлое рабовладельческой демократии полиса. Насколько этот идеал был неосуществим, показывает пример карьеры самого Саллюстия, который, яростно нападая на порчу нравов, роскошь и деньги, нажил огромное богатство за время своего далеко не бескорыстного управления провинцией Нумидией.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.