Здавалка
Главная | Обратная связь

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

 

Герой нашего времени – это портрет,

составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов

Первый завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отеч.записках» 1839г. была опубликована «Бэла. Из записок офицера на Кавказе» и позже – «Фаталист». Остальные части – в 1840г. Проблемное афористичное название предложил журналист А.А.Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». В.Г.Белинский писал: «Мысль изобразить в романе героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову. Евгений Онегин тоже герой своего времени, но и сам Пушкин был упреждён в этой мысли... Мысль эта принадлежит Карамзину… Есть начатый роман «Рыцарь нашего времени». Некоторые критики и читатели видели Максима Максимовича главным героем времени. Это думал и царь Николай I.

 

Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

· Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.

· Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

· Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

· А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

ПРОТОТИПЫ. Многие персонажи этого произведения имели своих прототипов. Неслучайно некоторые читатели узнавали в них тех, кто проводил лето 1837 г. в Пятигорске и Кисловодске, а также жителей Тамани. Так, прототипом Грушницкого считают вспыльчивого Николая Петровича Колюбакина. Исследователи отмечают, что в этом персонаже отражены и черты характера Н. С. Мартынова, от руки которого погиб Лермонтов. В образе Веры легко узнаётся Варенька Лопухина, любовь к которой Лермонтов пронёс через всю свою жизнь. Под именем доктора Вернера писатель изобразил кавказского медика доктора Майера, с которым он познакомился в Ставрополе. Прообразом Печорина называют товарища Лермонтова Андрея Павловича Шувалова, который «храбро сражался на Кавказе, где получил… лёгкую рану в грудь». Многие в этом образе увидели черты и самого писателя.

 

ЖАНР. Это первый реалистический психологический роман в прозе. Психологическим называют роман, в центре которого – исследование внутреннего мира человека, психологических мотивов действий сложного и противоречивого героя.

Приёмы психологизма: внутренний монолог, худ.деталь (портрет, пейзаж, интерьер).

Также роман считают социально-психологическим философским.

КОМПОЗИЦИЯ. Написан в виде «цепи повестей» («венка повестей», объединённых личностью героя. Каждая повесть имеет свой жанр, сюжет и заглавие, а также опирается на определённую литературную традицию: «Бэла» соединила черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке». «Максим Максимыч» - психологическая новелла, реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о к-ром он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча. «Княжна Мери» - дневник, «светская повесть» с «любовным треугольником», к-рая заканчивается поединком соперников. «Тамань» - авантюрная новелла, остросюжетная повесть о мимолётном увлечении героя девушкой, к-рая готовит ему гибель. «Фаталист» - записки, романтическая новелле о «таинственном случае», характерном для фантастич. прозы 30-х гг 19 века. Новеллы расположены так, чтобы постепенно приближать Печорина к читателю. События поданы не в хронологич. Последовательности, чтобы привлечь внимание читателей к различным аспектам личности героя. В произведении есть «композиционное кольцо»: действие завершается в той же крепости, в к-рой и началось.

 

Сюжет– совокупность событий художественного произведения. 1. “Бэла” 2. “Максим Максимыч” 3. “Предисловие” 4. “Журналу Печорина” 5. “Тамань” 6. “Княжна Мери” 7. “Фаталист” Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи. 1. “Тамань” 2. “Княжна Мери” 3. “Фаталист” 4. “Бэла” 5. “Максим Максимыч” 6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

 

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА. Взаимоотношение человека и общества. Конфликт между личностью и средой (психологический, нравственный, философский, интимный, конфликт характеров)

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

 

ПОЗИЦИЯ АВТОРА. Автор стремится максимально объективно изобразить происходящее, чему способствует наличие трёх авторских «я» в романе (Максим Максимович, путешествующий офицер, Григорий Александрович Печорин).

 

Роман Лермонтова иллюстрировали М.А.Врубель, Д.Шмаринов, В.А.Серов, И.Е.Репин, В.А.Агин, Ф.Д. Константинов, В.А.Фербер, В.Г.Бехтерев, Н.Н.Дубовский, М.Ю.Лермонтов.

 

Словарная работа:

Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива Креченского пролива.

Фаталист – человек, склонный к фатализму.

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.

Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный

2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОК:

 

Составить характеристику Печорина и Максима Максимыча в виде таблицы:

 

Характеристика Печорин Григорий Александрович Максим Максимыч
Происхождение    
Образование    
Положение в обществе    
Круг интересов    
Отношение к окружающим    
Черты характера    

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.