Здавалка
Главная | Обратная связь

Бездымный завод – не утопия



Коллектив кафедры информационных технологий в металлургии СибГИУ разработал новый экологически безопасный металлургический процесс и самоорганизующийся струйно-эмульсионный реактор. С помощью последнего можно перерабатывать отходы металлургического производства в металл, адсорбенты и стройматериалы, а сопутствующие газы – в синтез-газ.
Эти разработки в конце 2008 года получили положительную оценку экспертного совета Кузбасского технопарка и имеют шансы быть реализованы на практике. Удивительно, но доказать реальность новых технологий учёным удалось ещё в начале 90-х. Правда, воспользоваться ими промышленники не поспешили... Почему же такие необходимые для экономики и экологии города разработки пока не нашли применения? Что требуется для претворения идей изобретателей в жизнь? Об этом наш разговор с одним из авторов изобретений – учёным Валентином Павловичем Цымбалом, заведующим кафедрой информационных технологий в металлургии СибГИУ, профессором, доктором технических наук, заслуженным деятелем науки РФ.

– Отбросить догмы, которые существуют у традиционной металлургии, нам позволила теория самоорганизации (синергетика). Применив принципы самоорганизации в металлургии, мы разработали экологичный агрегат в десять раз меньшего удельного объёма, чем обычный, с низкими энергозатратами, отличающийся высокой скоростью химических превращений. К тому же полностью замкнутый от атмосферы. В наш проект поверили прежние руководители Запсиба Б.Ф. Кустов и Р.С. Айзатулов. И, создав в 1991 году проектную группу под руководством А.А. Рыбушкина и группу технологов под руководством директора по сталеплавильному производству В.В. Соколова, мы стали в конвертерном цехе комбината разрабатывать опытный образец установки. И, действительно, получали металл из шламов газоочистки и окалины. Но, чтобы выйти на промышленное производство, требовалось заводское исполнение установки. Сотрудники завода «Сибэлектротерм» готовы были сделать этот агрегат под ключ. Начали проектировать. Но, когда в 2001 году сменились собственники Запсиба, установка была заморожена. Комбинат даже отказался поддерживать патенты на эти изобретения. Поэтому два года назад я и профессор С.П. Мочалов, ректор СибГИУ, оформили новый патент на комплексную переработку отходов. В том числе и титано-магнетидных руд, которые нигде в мире пока не научились использовать. Проходя через наш агрегат, железо, причём обогащенное ванадием и другими элементами, попадает в копильник, а титановый шлак может служить сырьём для титановой промышленности. Получается абсолютно безотходное производство. – Как думаете, что же мешает крупным промышленным гигантам воспользоваться вашей разработкой? – Потому что откровенно идёт крен на то, чтобы в Новокузнецке заводы выпускали полупродукт. А это почти нерентабельная продукция. Полупродукт отправляют на зарубежные заводы управляющей компании, соответственно, прибыли уходят туда, а грязь остаётся здесь. Четыре тонны отходов на тонну продукции! А чтобы выпускать полупродукт, много ума не нужно, и наука здесь не слишком нужна. Металлургия у нас медленно, но верно регрессирует.

– С другой стороны, как можно говорить о модернизации металлургического производства, когда на заводах сокращают работников и останавливают цеха?

– Действительно, кризис осложнил положение. Потому что нас сделали экспортно-зависимым государством, и мировой кризис на нас, естественно, отразился. Снизилась потребность в сырье, экспорт уменьшился, и мы полностью «повисли». Пока главные задачи собственников заводов – не технологии развивать, а капитализацию повысить, сделать дороже стоимость активов на мировом рынке. Они не интересуются дальним научно-техническим прогрессом и, естественно, не внедряют достижения науки, а управляющие директора заводов не имеют ни прав, ни финансов в своём распоряжении. В таком случае даже если мы выйдем из кризиса, ничего принципиально не изменится. Ещё лет 30 назад мы говорили о том, что надо переходить к глубокому использованию металла. В десять раз большую прибыль можно получить, изготавливая продукцию высокой стоимости. Мы должны идти по пути освоения новых металлургических процессов и технологий. В таком случае можно создавать новые рабочие места. А существующие предприятия серьёзно реконструировать уже просто невозможно. Такие заводы, как Запсиб, КМК, изжили себя во всём мире. Я считаю, что в Новокузнецке и в области надо создавать мини-металлургию для переработки в первую очередь отходов, которых у нас десятки миллионов тонн на шламоотвале. Когда в 90-е годы мы делали проект размещения двух струйно-эмульсионных реакторов на свободных площадях цеха изложниц Запсиба, то подсчитали: они позволили бы перерабатывать все отходы текущего производства. Тогда на шламоотвал не отвезли бы порядка пяти – шести млн. тонн отходов. А в результате получили три млн. тонн металла. В перспективе надо строить мини-заводы на основе новой технологии, например, на шламоотвале Запсиба. Туда же от обогатительной фабрики сливаются и угольные отходы, в которых содержится 30 процентов угля. Получается, даже топлива возить не нужно, если комплексно перерабатывать отходы. Но время идёт, и шламы, богатые железом, перемешиваются с угольными, обедняются. И перерабатывать их с каждым годом будет сложнее…

– Валентин Павлович, неужели можно организовать производство таким способом, чтобы избежать выбросов в атмосферу?

– Ещё один наш замысел – построить бездымный металлургический мини-завод. Уже доказано – для производства металла используется в четыре раза больше тепла, чем теоретически необходимо. Есть такой вариант: газ, который выходит из нашего агрегата, идёт на решётку с коксом – таким образом, увеличивается его калорийность – и он превращается в энергетический горючий газ, который может быть подан на мини-котельню. Там он сжигается и становится электроэнергией. Или же этот газ можно переработать в синтез-газ – сырьё для получения дизельного топлива. Сейчас природный газ специально превращают в синтез-газ на довольно дорогих и сложных установках. А мы получаем его как отход. И синтетическое топливо становится дешёвым и экологически чистым в результате бездымного металлургического процесса.

– Каковы ваши планы на сегодняшний день?

– Надеемся на технопарк. На возможности привлечения, в том числе и бюджетного финансирования. На реализацию проекта требуется 100 – 150 млн. рублей. Мы предложили сделать полигон, на котором будем испытывать технологию нового металлургического процесса, отрабатывать промышленный вариант установки. В дальнейшем можно создать в Кузбассе альянс предприятий, который будет проектировать и монтировать мини-заводы под ключ. А это сразу потянет огромное количество рабочих мест. Представляете, все условия для этого есть, и кадры, и технологии. Ещё лет пять пройдёт – и не построишь ничего и не соберёшь кадры. Потому что преемственность исчезла, проектировщиков почти нет уже. Мы предложили правительству области выступить с ходатайством к правительству России, дабы взять на себя инициативу форпоста развития мини-металлургии в Кузбассе и восточных районах страны. Если мы не будем осваивать эти районы, Россия их может просто потерять. Надо создавать региональную мини-металлургию нового поколения, независимо от существующей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.