Здавалка
Главная | Обратная связь

Введение в дисциплину «Организационное поведение»



Организационное поведение — это комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических аспектах и факторах, влияющих и в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации. — людей, групп, коллектива в целом друг с другом и с внешней средой. Среди этих аспектов и факторов находятся такие как статус, роль, индивидуальные особенности, цели, интересы, ценностные ориентации, мотивы, стимулы, системные свойства, особенности онтогенеза и др. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности — социальные, социально-психологические и психологические — поведения субъектов хозяйственной организации в среде, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением, управлением и владением. Организационное поведение базируется на исследованиях экономической психологии и экономической социологии, однако, в отличие от этих наук, охватывающих все экономические процессы, исследует процессы, происходящие только в хозяйственных организациях и ориентируется на контингент линейных менеджеров.

Организационное поведение правомерно рассматривать как базисную дисциплину, овладение которой позволяет линейному и функциональному менеджеру и руководителю глубже понять причины и факторы поведения людей в хозяйственной организации и на этой основе повысить эффективность управления ведущим фактором производства — персоналом — и обеспечения конкурентоспособности и выживаемости организации.

 

Цели изучения организационного поведения Организационное поведение ставит перед собой следующие цели.

1. Описание закономерностей поведения индивидов в различных производственных ситуациях.

2. Объяснение причин поведения индивидов в определенном производственном и межличностном контексте.

3. Предсказание поведения индивидов в определенных ситуациях.

4. Управление поведением индивидов, поиск наиболее оптимального способа воздействия на поведение индивидов, необходимого руководителю и организации.

Уровни организационного поведения как правило, в поведении организации выделяют следующие уровни:

· уровень индивидуального поведения — базовый уровень поведения индивидов, единица организационного поведения. Это поведение конкретной личности в организации;

· уровень поведения группы — совокупность поведения различных индивидов, их взаимоотношения;

· уровень поведения организации — совокупность поведения всех индивидов, групп, межгрупповое поведение, составляющее в итоге специфическое поведение организации в целом.

К методам исследования системы организационного поведения относятся:

· опросы в форме интервью, анкетирования, тестирования как формы измерения уровня удовлетворенности работой либо организационным климатом коллектива;

· сбор фиксированной информации, подразумевающий изучение документов, которые существуют в организации и регламентируют деятельность работников или групп работников (корпоративный кодекс, устав, должностные инструкции и положения, контракты);

· наблюдение – изучение состояния и обстановки рабочего места, внешнего облика сотрудников исходя из требований организационной культуры;

· эксперименты – проведение естественных или лабораторных экспериментов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.