Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы формирования и развития речевого слуха



  1. Детекция – ощущение звучания. Происходит обучение реагированию на сигнал. Дети могут слышать, но не понимать, что они слышат, необходимо выработать у них условный рефлекс на сигнал. При этом следует понять, является ли осознанной реакция ребенка на звук. Пока нет уверенности, что ребенок ощущает звучание и способен реагировать на него, нельзя переходить к второму этапу обучения.
  2. Дифференциация звучаний – выбор слова из нескольких слов. Сначала предлагается выбор из пары слов, резко отличных по звучанию (прррр и ляля). При этом в рамках слухового занятия должно осуществляться общее развитие ребенка, так как занятие – это целый час из жизни ребенка, и он должен проводить его с пользой и интересом. Звукоречевое развитие является целью педагога, но не ребенка, поэтому обязанность педагога заинтересовать ребенка занятием, обыгрывая каждую ситуацию. Именно поэтому необходимо на одном занятии предъявлять не более 4-5 предметов, поскольку каждое занятие посвящено также и развитию представлений о предмете. Так любая работа со словом должна вводить ребенка в контекст ситуации (собака: на чем стоит собака – на траве; как зовут собаку – Бобик; можно уже сказать «собака Бобик стоит на траве», нарисовать траву, куда пойдет собака и т.п.).

Когда дети различают лепетные слова, с которых начинает дифференциация, происходит переход к усеченным словам, а затем к простым полным словам, знакомым ребенку по другим занятиям. На этих этапах возможна приближенная речь с заменой звуков (б – п, д – т), т.е. на этих занятиях ребенок проходит всю ту же последовательность, какую проходит ребенок с нормальным слухом. При этом недопустимо ругать ребенка за неправильное произношение того или иного слова, наоборот, необходимо активно поощрять активное использование ребенком слова в любой форме.

При увеличении количества слов недопустим тематический подход, который позволяет ребенку угадывать слова из определенной тематики, не вслушиваясь собственно в слово. Напротив, для развития речевого слуха необходимо свободное воспроизведение разных слов.

  1. Идентификация звучаний (слуховая память) – соотнесение услышанного и повторенного. Если при дифференциации ребенок должен выбрать представленный предмет исходя из звучания, то при идентификации предмет отсутствует, ребенка просят воспроизвести речью данное слово, а потом принести этот предмет или нарисовать его, что подтверждает закрепление образа предмета и его звучания.
  2. Перцепция – восприятие на слух незнакомого речевого материала. Этап, представляющий собой завершение обучения формирования речевого слуха, когда ребенок способен воспринимать на слух незнакомые слова, отдельные предложения, а в дальнейшем и тексты. Сначала в тексте выделяются знакомые слова и фразы, а в дальнейшем формируется понимание на слух общего смысла текста в целом. Развитие на этом этапе дает ребенку возможность узнавать новые слова в ходе игры и слухоречевого общения со сверстниками.

После того, как речевой слух ребенка сформирован, наступает этап формирования устной и письменной речи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.