Здавалка
Главная | Обратная связь

Либерально-народоведческая направленность украинской историографии в трудах Ефименко, Яворницкого



Александре Яковлевне Ефименко — историку, этнографу, педагогу. Род. 1848. В 1857 г. она поступает в Архангельскую женскую гимназию, которую оканчивает с отличием в 1863 г. В Архангельске она изучает архивные материалы, исследует местные наречия, продолжает знакомиться с обычаями народностей Севера. В «Архангельских губернских ведомостях», в других газетах и журналах печатаются её статьи. К наиболее значительным её достижениям в то время относится труд «Артели в Архангельской губернии», опубликованный в первом выпуске «Сборника материалов об артелях России» (СПб., 1873). Научные работы А.Я.Ефименко, написанные и изданные в 70-е годы, послужили своеобразной прелюдией к фундаментальной монографии «Крестьянское землевладение на крайнем Севере», опубликованной в 1882—1883 гг. в журнале «Русская мысль», а затем вошедшей в сборник трудов Александры Яковлевны под названием «Исследования народной жизни» (М., 1884. Вып. 1). переезда её в 1874 г. вместе с мужем на Украину — сперва в Чернигов, а потом, уже в 1879 г.,— в Харьков. В Харькове она выступала перед большими аудиториями с лекциями о жизни и творчестве Т.Г.Шевченко, И.П.Котляревского, Г.С.Сковороды. Показательной реакцией А.Я.Ефименко на политику царизма в национальном вопросе стала её статья «По поводу украинофильства», опубликованная в 1881 г. в журнале «Неделя». Автор решительно выступила в защиту прогрессивных представителей украинской интеллигенции, поскольку украинофильство «всегда было протестом жизни против излишней государственной регламентации, протестом местной и областной самобытности против... обезличивающей централизации». исследование истории Украины А.Я.Ефименко начинает с глубокого изучения источников: она штудирует, делая многочисленные выписки, сборники документов «Архив Юго-Западной России», «Акты Южной и Западной России», «Акты Виленской археографической комиссии», «Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край». В совокупности с архивными материалами и творческим наследием украинских историков эти публикации стали для А.Я.Ефименко надёжным подспорьем при написании ею статей и крупных обобщающих монографий по истории Украины. Уже первая работа «Из истории борьбы малорусского народа с поляками», посвящённая гайдамацкому движению, свидетельствовала: на научном горизонте Украины появился исследователь, способный по-новому осмыслить этот сложный вопрос. Критический подход к архивным документам и мемуарной литературе дал Ефименко возможность правильно определить крестьянство как основную социальную силу гайдаматчины, раскрыть причины поражений гайдамацких восстаний. Александра Яковлевна подчёркивала в своей статье, что «без участия запорожского казачества гайдаматчина не была бы возможна, по крайней мере в той форме более или менее правильного движения, которая так для неё характерна». В последующие годы журнал «Киевская старина» опубликовал следующие работы А.Я.Ефименко:

«Копные суды в Левобережной Украине» (1888),

«Архиерейский подарок» (1888),

«Два наместника» (1889),

«Двенадцать пунктов Вельяминова» (1889),

«Бедствия евреев в Южной Руси XIX века» (1889),

«Турбаевская катастрофа» (1891),

«Очерки истории Правобережной Украины» (1894—1895) и ряд других.

стала уделять более пристальное внимание изучению истории классовой борьбы крестьянско-казацких масс Левобережной Украины. Значительным творческим успехом А. Я. Ефименко в предреволюционное время явилось издание в Петербурге сборника трудов в двух томах «Южная Русь», в котором были собраны опубликованные ранее 24 авторские работы по самой разнообразной тематике и направленности. В творческом наследии А.Я.Ефименко особое место занимает «История украинского народа» — синтетическое, обобщённое изложение исторического процесса на Украине с древнейших времен и до XIX в.

Д. И. Яворницкий (1855-1940) Родившись на Харьковщине и закончив Харьковский университет, историк работал в Петербурге, Варшаве, Туркестане, Москве, пока не осел V Екатеринославе, где и окончил свой долгий век. Работы Яворницкого носят бытоописательный характер. Он одним из первых обратился к изучению истории запорожского казачества («История запорожских казаков»[2]), издал большое количество документов. Собрал обширный фольклорный материал (сб. «Малороссийские народные песни, собранные в 1878−1905 гг.», 1906). Яворницкий писал также повести («Наша доля — божья воля», 1901; «За чужой грех», 1907; «В бурсу! В бурсу! В бурсу!», 1908, и др.), сатирические рассказы, стихи. Большие заслуги ученого историка перед наукой. Он собрал материал для составления словаря украинского языка на 6000 слов, больших сборников народных песен, сказок, басен, раскопал более 1000 курганов. Весь свой разнообразный материал по истории Запорожья он передал потомкам в виде 150 крупных печатных работ. , Д. И. Яворницкий опубликовал около 50 научных работ. Среди них такие фундаментальные труды, как трехтомная «История запорожских казаков» (первый том вышел в 1892 г., второй в 1894 г. и третий в 1897 г.), двухтомный труд «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» (1888г.), «Очерки по истории запорожских казаков и Новороссийского края» (1889 г.), «Вольности запорожских казаков», «Историко-топографический очерк» (1890 г. ), «Иван Дмитриевич Сирко, славный кошевой атаман войска запорожского низовых казаков» (1894 г.), «По следам запорожцев» (1898 г.), двухтомник «Источники для истории запорожских казаков» (1903 г.), «Запорожцы в поэзии Т. Г. Шевченко» (1912 г.), «До Історії степовоїУкраїни» (1929 г.). Д. И. Яворницкий читал лекции по русской истории в Варшавском (в 1895 – 1896 годах) и Московском (в 1896 – 1905) университетах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.