Здавалка
Главная | Обратная связь

Революционно-демократическая направленность в украинской историографии в трудах Фпанко, Грабовского, Украинки



Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей. Революционно-демократическая концепция истории во многом содействовала подготовке условий для распространения в Украине материалистического понимания истории.

ФРАНКО. Тесно связаны с социологическими, общественно-политическими и экономическими исторические исследования Франка, около 100 печатных работ, большинство из них посвящены крестьянскому движению и революции 1848 г. в Галичине и польско-украинским отношениям. К первой группе относятся: "Польское восстание в Галиции 1846" ( 1884 г.), "Барщина и ее отмены в 1848 г. в Галичине" ( 1898 и 1913 гг), "Лукьян Кобылица. Эпизод из истории Гуцульщини в первой половине XIX вв.", "Причинки к истории 1848 г.". Ко второй - "Несколько об отношениях польско-русские" ( 1895 г.), "Поляки и русины" ( 1897 г., немецком и украинском языках), "Новые Причинки к истории польского суспильности на Украине в XIX в." ( 1902 г.), "Русско-польский согласие и украинских-польское братание" ( 1906 г.). Институт исторического труда Франко: Причинки к истории Церкви (2 разведки о епископа Иосифа Шумлянского, 1891 и 1898 гг), "Хмельнищина 1648-1649 гг В современных стихах" ( 1898 г.), "Тен как историк французского революции" ( 1908 г.), "Старая Русь" ( 1906 г.), "Причинки в истории Украины-Руси" ( 1912 г.), статьи из старой истории Украины и многое другое. Характеристическая для эволюции мировоззрения Франко его публицистика, которой не хватало и научного подхода, поэтому часто в его творчестве теряются грани между научным и публицистическими эссе. Франко видел Украину как суверенное единицу "у народов вольных кругу". При этом он много внимания уделял получению общечеловеческих прав. Начав свою общественную деятельность с москвофильского кружка, он вскоре покинул его для народовецького лагеря. По студенческих времен Франко увлекался социализмом, изучал Маркса и Энгельса, а когда увидел лживость "новой религии", ее упорно боролся. Вообще у Франко заметная эволюция от крайнего радикализма к постепенному национал-демократизма. В своей статье "Что такое прогресс" Франко одним из первых предсказал появление тоталитаризма и тоталитарного государства.

ГРАБОВСКИЙ. Г. — один из выдающихся представителей украинской революционно-демократической поэзии 80—90-х гг., последователь традиций Т. Г. Шевченко. Автор сборников стихов: «Подснежник» (1894), «С чужого поля» (1895), «С севера» (1896), «Доля» (1897), «Кобза» (1898). Г. рассматривал литературу как средство борьбы с несправедливостью, социальным злом. Революционным пафосом проникнуты его стихи о тяжёлой жизни трудового народа («Рабочему», «Швея», «Сироте»). Г. возвеличивал героику борьбы с царизмом, писал о тернистом пути революционеров («В тюрьме», «Тюремная дума», «Друзьям», «Не раз мы пускались в дорогу», «Вперёд»).

УКРАИНКА. Характерной особенностью драм Леси Украинки является широкое использование образов мировой лит-ры и фабульного материала из области истории и мифологии различных эпох и народов мира. Поэтесса давала оригинальную трактовку сюжета, наполняла его новым идейным содержанием, талантливо обрабатывая классические фабульные ситуации. В драматических поэмах «Вавілонський полон» [1903] и «На руїнах» [1904] разработана тема борьбы против национального угнетения и конфликта между личностью и обществом. Фантастическая драма «Осіння казка» явилась первым откликом Леси Украинки на революционные события 1905. Это аллегорическое произведение проникнуто революционно-демократической идеей борьбы против царизма. Оно свидетельствует, что Леся Украинка сознавала в период революции 1905 руководящую роль пролетариата в революции и резко осуждала предательскую политику либерально-буржуазной интеллигенции. Драма до революции не могла быть опубликована по цензурным условиям. В том же году написана драматическая поэма «У катакомбах», изображающая конфликт раба-неофита с христианской общиной в первые века христианства. Образ протестанта-раба, порывающего с общиной и идущего в лагерь восставших рабов, дан с исключительной художественной силой. Поэма эта имеет не только антирелигиозное значение: она являет чрезвычайно яркий протест против всяческого гнета и рабства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.