Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение марксистской исторической науки. Начало марксистской историографии в России



Революцию в понимании исторического процесса совершило материалистическое объяснение истории, разработанное основоположниками научного коммунизма, великими учеными и вождями рабочего класса — К- Марксом и Ф. Энгельсом. Созданная ими в основных чертах в 1843—1846 гг. теория исторического материализма открыла подлинные закономерности и движущие силы исторического развития человечества и тем самым впервые указала «...путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса». Важнейшим событием в исторической науке было рождение к концу XIX в. в борьбе с реакционной буржуазной историографией марксистской исторической школы, которую заботливо десятилетиями растили К. Маркс и Ф. Энгельс и главой которой они были. Лучшие представители ее первого поколения — Г. В. Плеханов,! Ф. Меринг, П. Лафарг, У. Моррис, Б. Бакс, А. Лабриола и др. — выступили со значительными историческими исследованиями. Наряду с этими работами по истории общественной мысли были опубликованы блестящие исследования Ф. Меринга и Г. В. Плеханова, выделявшиеся особой силой критического анализа, широтой исторического кругозора и литературным мастерством авторов. Труд Ф. Меринга «Легенда о Лессинге» (1893) содержал острокритическую разоблачительную историю генезиса и возвышения Пруссии. Эта работа была, по отзыву Энгельса, «...лучше всего, что имеется по этому периоду немецкой истории». Превосходным являлось сочинение Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), содержавшее мастерский анализ философии истории, социологии и историографии XVIII и первых десятилетий XIX в. и лучший в марксистской литературе того времени очерк формирования основных положений исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Эти первые-серьезные успехи марксистской историографии были предвестниками того триумфа научного материалистического понимания истории, который связан с именем В. И. Ленина. Существенное место в творческом наследии Г. В. Плеханова заняли ведущие проблемы истории нового времени: Французская буржуазная революция конца XVIII в. («Столетие Великой революции», 1890), Парижская коммуна 1871 г. («Мартовские Иды», 1903), германское рабочее и социалистическое движение («Ф. Лассаль, его жизнь и деятельность», ч. I, 1887), международное рабочее движение («Анархизм и социализм», 1894, «На пороге XX века», 1902) и др. Важно отметить, что статья о Парижской коммуне была написана Плехановым по -просьбе В. И. Ленина и предназначалась для опубликования в «Искре»31. Плеханов подчеркивал, что движение коммунаров являлось преимущественно пролетарским, причем мелкая буржуазия шла под красным знаменем пролетариата. Однако историческая роль Коммуны, завершившей цикл буржуазных революций XVII—XIX вв. и открывшей эру революций пролетарских, на что указывал В. И. Ленин, оказалась не понятой Плехановым.

Наиболее ценное в области истории нового времени было создано Плехановым в революционно-марксистский период его деятельности, в 1883—1903 гг. (хотя в его работах этого времени имелись и слабые стороны). После раскола на II съезде РСДРП (1903) Плеханов перешел в лагерь меньшевизма, что явилось, как это было отмечено в Постановлении ЦК КПСС «О столетии со дня рождения Г. В. Плеханова», прежде всего «результатом непонимания им характера новой эпохи, как эпохи империализма и пролетарских революций...». Это неизбежно нашло отражение ив работах Плеханова по истории, написанных им в последние годы жизни.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.