Условия привлечения внимания. Поддержание внимания в процессе трудовой деятельности.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Роль деятельности и становления личности человека Все качества, свойства личности, ее желания, цели, интересы и способности проявляются в делах этой личности, в разных видах ее деятельности. Именно в деятельности человека раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, целенаправленное, изменяемость качества внимания, и особенности нервной системы Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Виды внимания: Обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание – самый простой вид внимания, которое возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах. Произвольное внимание - главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание возникло из непроизвольного. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Условия привлечения внимания. Поддержание внимания в процессе трудовой деятельности. Внимание привлекают: Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Необычная легковая машина новой марки,. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание учеников учитель может не только резким повышением голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников. Для возникновения и поддержания произвольного внимания необходимо соблюдение некоторых условий: • осознание долга и обязанности; • понимание конкретной задачи выполняемой деятельности; • привычные условия работы; • возникновение косвенных интересов – не к процессу, а к результату деятельности; • сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие; • важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека; • создание благоприятных условий, исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей. При этом надо помнить, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|