Здавалка
Главная | Обратная связь

В. Паперный и его теория «двух культур».



Культура 1 – полистилизм ( революционная Россия, оттепель кон.50-60гг., 90-е г.)

Культура 2 – моностилизм

Культура 1 - ориентирована на будущее, «возврата к прежнему нет». Она обрывает свои связи с прошлым, отказывается от наследства прошлого. (Пример: Мавзолея – временный, возможность проститься с вождем). Мироощущение К1 — ощущение завершенности некоторой эпохи (царства) и начала новой эпохи, разрыв с прошлым и самоубийственная устремленность в будущее. К.1 Находится в непрерывном движении. Культура перемещения, изменения состояния, неустойчивости, нестабильности. Архитектурные сооружения должны быть движущимися. Люди и дома отрываются от земли. Появляется идея дезурбанизации города. Культура горизонтальна , т.е. присутствует идея интернационального/ государственного единства. (Пример: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» ). Происходящее за границей - парадигма, которой надо следовать. Архитектура К.1 ощущает себя сравнявшейся с заграничной, поэтому никаких границ с ее точки зрения не существует. К.1 стремилась уйти в землю. Горизонтальное пространство К.1 имеет некоторую высоту, но эта высота почти не обладает иерархией, небо в этом пространстве, может быть, и выше, но не лучше земли. Оно лишено Бога. Существует вертикальное движение с «неба на землю», вниз. Небо кажется слишком близким и доступным, чтобы к нему можно было вознестись. Возникает проблема «плоских крыш». К.1 утверждала культ молодости. К.1 разрушала иерархию пространств, иерархию людей. Пыталась устранить противоположность м/у городом и деревней, заменить и то и другое агрогородами — синтетическим типом поселений, равномерно разбросанным по территории страны. Равномерность и равнозначность пространств. Архитектурный объект должен быть таким, чтобы его можно было поместить в любую точку пространства. К.1 не стремилась к полному равенству всех людей, т.к. существовала идея вождя и толпы, но человека лишали его социальных атрибутов( чинов, званий, знаков различия). Появлялся «голый человек» —своеобразное равенство голых людей. Вождь возвышается над толпой, но возвышается, чтобы установить еще более тесный контакт, чтобы его лучше видели и слышали. В К.1 вождь и масса были сделаны из «одного» материала. Для К.1 характерен параллелизм, когда в разных точках пространства делается одно и то же. Идея создания единой организации. К.1 почти не выделяет отдельного человека из массы. Субъектом всякого действия для К.1 является коллектив. Одна из интенций К.1, направлена на разрушение семьи и замену ее коллективам. Для семьи были разрушительны и предельное упрощение процедур регистрации и расторжения брака и разрешение бесплатных абортов. Традиционная семья воспринимается как институт, посвященный «лишь акту воспроизводства». А коллектив посвящен таинству труда. (Коллективные спальни, общественный быт). Старается уничтожить разницу м/у мужчиной и женщиной. К.1 – механическая (одержимость электричеством, техникой), неживая. Предпочитает не иметь дело с людьми. Противопоставляет плоть машинному духу. (К.1 с точки зрения К.2- скучная, полное запрещение спиртных напитков, а позднее активная борьба с алкоголизмом) К.1 ориентирована на понятия, к имени относится негативно. Стремилась заменить имя понятием. (К.1, давая географическому пункту новое имя, всячески старалась вместо имени дать понятие.) Имя было чем-то вроде символа/чем-то вроде условного кодового названия. Его можно сменить в любой момент. К.1 не различает Добра и Зла. Всякое девиантное поведение — это лишь следствие неправильных условий, поэтому, в чем бы оно ни выражалось — в болезни, в преступлении, в ложной идеологии, — его не надо стыдиться, прятать, надо просто изменить условия, и все исправится автоматически. ( Например, Дефективный ребенок рассматривался не как семейная трагедия, не как божья кара, но как потенциальный труженик, которого надо сделать более или менее полноценным. Тоже отношение к глухонемым и слепым.) Преступность - болезнь, вызванная неправильными социальными условиями. Этой болезни не надо стыдиться. Для К.1 не было ни болезней, ни преступлений, и то и другое следствие неправильных воздействий среды. В К.1 каждое искусство стремится освободиться от всех элементов, которые кажутся заимствованными, и оставить только специфически «свои». К.1 невозможно иллюстрировать. К.1 непримирима к литературности и к слову. В борьбе, которую ведут искусства с заимствованными элементами, слово - враг № 1. Образцовое искусство - архитектура, т.к. ей свойственна бессловесность. К.1 хочет говорить на чужом языке. А если приходится говорить на своем, то искажает его так, что он кажется чужим. За каждым словом стояло определенное значение. Надписи в К.1 носят знаковый характер. Содержание не зависит от материального носителя информации. Он менее важен, чем сама информация. Слово и архитектура существуют независимо друг от друга. Существует идея монументальной пропаганды – временные лозунги. К. 1 свойственна импровизация, две противоречивые тенденции – пафос спонтанного самопроявленя личности и пафос рациональной научной организации всех жизненных процессов. Ей не известен результат ее действий, она к нему приходит. Гарантом истинности результата служит или растворение души в коллективистском духе, или принадлежность данного метода к методам всеобщей науки. К. 1 сближала архитектуру и строительство, она имела в виду два типа интеллектуального труда – руководитель-заказчик и строитель. Еще две противоположные тенденции: идеи беспредметничества(отказ от похожести искусства на жизнь, утверждение права искусства на свой собственный язык) и жизнестроения (полное слияние искусства с жизнью, жизнестроение). Первая тенденция привела к рационадизму в архитектуре, вторая тенденция – к функционализму в архитектуре. Искусство снижалось до уровня жизни. К.1 считает, что все есть целесообразность/ «все есть делание вещей». Правдой - то, что есть на самом деле, то, что реально существует в мире. Реальность того, что есть на самом деле, была для К.1 большой ценностью. Устремлена к тому, что существует реально, взаправду, это объясняет негативное отношение культуры 1 к иллюзорности, к подражанию, к описанию, к изображению, к отражению. Правда К.1 — это правда назначения; функции, конструкции, работы материала, закономерностей восприятия. Это земная правда, ее можно ощутить и даже измерить. Реализм культуры 1 — это установка на естественнонаучное, а не филологическое знание. К. 1 - эпоха «войн и революций». Она воинственна. Она знает, что ее враги — буржуи — раскиданы повсюду, они есть и «у нас» и «у них». Она объявляет им войну. Для К.1 всякая война — гражданская. Воспринимает войну как социальную, т.е. вертикальную. К. 1 видела границу между созиданием и уничтожением. Она стремилась смять все, уничтожить, а потом начать создавать заново. Есть элементы военной идеологии.

Культура 2 - будущее отодвигается на неопределенное время, оно желанно, но движение вперед ничего не дает. Т. Е. движение - неподвижность, а будущее - вечность. ( Мавзолей – вечное сооружение.) Интересует история. Все что создается – памятники истории, т.е. культура творит историю. Прошлое - объект истории. Человек в К.2 зафиксирован в географическом пространстве, прикреплен к земле. Дома вырастают из земли. Архитектура спускается сверху в готовом виде и должна прикрепить человека к месту. В К.2 повсюду возникают непереходимые границы. Граница постепенно приобретает значение рубежа Добра и Зла. Добро - пролетарское или рабоче-крестьянское, а Зло — буржуазное, однако со временем все меняется и в результате граница располагается уже в географическом, а не в социальном пространстве. Возникает особое отношение к точкам, где приходится пересекать границы, — т.е, ко входам в архитектурные сооружения. (Каждый вход в метро с точки зрения К.2 — это подвиг пересечения границы. Для станций метро характерно иллюзорное движение вверх, к небу.). Там, где границ не было, они возникают, а те границы, которые существовали, например государственные, приобретают значение Главной Границы и Последнего Рубежа.. Горизонтальное ассоциируется с западным: «все горизонтальное и плоское тянется к нам оттуда и поэтому не должно быть допущено». К.2 вырывается из-под земли и устремляется ввысь. Подземелье - мир зла. Взгляд культуры обращается к небу. Небо отделено от земли бесконечностью. Небо в К.2 — это символ абсолютно равномерного, абсолютно белого, абсолютно недосягаемого света высшего совершенства. Для К. характерны плоские крыши, но крыши здесь еще один вид перекрытия, без идеологического пафоса. К.2 старалась подчеркнуть отсутствие возраста. Если выделяла какие- то возрасты, то это скорее старец и младенец.( Культ старчества и младенчества). Движение вверх изображается не просто вертикальной линией, а ступенчатым восхождением вверх, когда каждая ступень содержит нечто, чего не было во всех предыдущих. Характерна иерархия пространства, иерархия людей, ( например, иерархия городов ). Постепенно возникающая иерархия людей накладывалась на постепенно возникающую иерархию пространств, в результате чего «хорошие» с точки зрения К.2 люди оказывались ближе к центру мира — Москве (и даже к центру Москвы), — а «плохие» занимали периферию. Индивидуальность в К.2 - точно найденное место в иерархии. В К.2 была официально санкционирована идея неравенства людей, неравенства способностей и степени подготовленности. В К.2 своя собственная иерархия, места в которой распределялись в награду за заслуги перед К.2. К.2 утверждает качественную разницу между уровнями иерархии. Переход на следующий уровень означает переход в принципиально другой материал. ( Каждый следующий уровень иерархии несопоставим с предыдущим, содержит в себе некоторое качество, которого были лишены все предыдущие). К.2 открещивалась от эгалитарного, коллективистского, ориентированного на стандарт наследия К.1. Провозглашаемая индивидуальность - индивидуальность некоторых представителей, а не каждого жителя страны. Распределение индивидуальности повторяет структуру иерархии. В архитектуре тема индивидуальности звучит в связи с индивидуальным жилищным строительством. К.2 различает мужчин и женщин, выступает за повышенную плодовитость.(женские кровати, спальни, двуспальные кровати). Иерархическая индивидуальность, которую строит К.2, опирается на уже существовавшие раньше типы коллективов (семья, крестьянская община). (Весь индивидуализм К.2 означал, что каждый коллектив имел своего индивидуального репрезентанта. Каждый руководитель в К.2 хочет иметь дело именно с индивидуальностью бригадира, а не с коллективом бригады. Внутренняя жизнь бригады его не интересует.) К.2 требовала индивидуальности не только от людей, но и от каждого сооружения и каждого населенного пункта. Это означало иерархию: одни точки пространства (как и люди) были более ценны, чем другие, поэтому на них можно было строить более высокие и богатые дома, чем на других. К.2 постоянно прокламирует свою заботу о живом человеке, различает биологическое и живое. Биология равнозначна технологии. Живое имеет особую внебиологическую природу. «Живое» употребляется с положительным знаком и противопоставляется «механическому» предыдущей к-ы (одержимость электричеством, техникой). Кадры –люди, они противопоставляются технике. Мера всех вещей – человек. Старая к-а с точки зрения новой отличалась «скукой», новая же — «весельем» и «радостью», отсюда формула « жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». Для К.2 характерно соединение смеха и уничтожения, точнее, уничтожение, вызывающее смех.( Архитектура должна соответствовать «радости труда», создавать условия для «радостного отдыха» и давать при этом «радость красоты».А то чему не хватает бодрости и живости(К.1) уничтожается). К.2 ориентирована на имена. К имени относится чрезвычайно почтительно, оно обладает чудодейственной силой. Негативно относится к понятию. Все, что нельзя воспринять чувственно, вызывает настороженность, оно непонятно, а значит враждебно. Заменяла понятия на имена. Имя отождествлялось с носителем и могло существовать отдельно. Происходит единый процесс прирастания имени к человеку и одновременно освобождения имени, приобретения именем возможности самостоятельного функционирования, приобретения им права представлять своего носителя, заменять его. Имя «хорошего» человека само по себе начинает обладать положительным качеством и может быть перенесено на другие объекты в виде «знака качества» или в качестве репрезентанта положительных качестве своего носителя. Обладание именем — привилегия, доступная в К.2 далеко не каждому (плохие люди/ плохие города могли иметь кодовые названия) Существует понятие «вредитель» - люди, сознательно причиняющие вред другим людям без всякой видимой цели. Нет ничего естественного, всякое событие искусственно, т.к. за ним стоит чей-то добрый или злой умысел. Нет нейтральных событий и нейтральных умыслов , нейтральный умысел — злой умысел. В К.2 появляются болезни и их лечение, преступления и наказания за них. Антиобщественное поведение и дефективность имеют одну природу, заслуживают одного и того же наказания. Всякая ненормальность и преступность крайне заразны и неизлечимы. Всякое преступление — ненормальность, а всякая ненормальность — преступление. В К.2 иллюстрирование принципиально возможно. К.2 начинается с утверждения слова. Сложилась своеобразная иерархия искусств — основанная на их вербальных возможностях. Первое место занимала литература. Ни в одном из искусств не должно было быть никакого иного содержания, кроме того, которое можно пересказать словами. Языки искусств унифицированы. Иллюстрирование, то есть наложение друг на друга разных переводов с одного и того же вербального подлинника, создавало необходимую избыточность, гарантировавшую правильное прочтение этого подлинника. К.2 одинаково враждебны слова на иностранном языке, непонятные слова на родном языке. Слово слишком действенно, чтобы оно могло достаться кому попало. Поэтому в полной мере словом владеет лишь первый человек в иерархии, причем ему позволено наиболее письменное отношение к слову. За словом стоит другое: нечто всеми ощущаемое, но принципиально невыговариваемое. Попытка выговорить это приводит к гибели. К.2 мифологична. (То, что стоит за словом, не является указанием на объект, на качество, действие, отношение, но скорее выступает как все это вместе. Называние объекта подразумевает и его качество, и отношение к нему, и действие с этим объектом.) Надписи на архитектурных сооружениях не несут никакой информации. Существует идея монументальной пропаганды, но временные лозунги становятся вечными словами, которые срастаются с архитектурой. В К.2 заранее известен результат. Гарантом истинности результата служит лишь буквальное, знание априорно заданного результата. И это знание распределено в обществе иерархически. Творчество в К.2 имеет безличный характер. В К.2 никто не творит, потому что все только пытаются нащупать путь к уже сотворенному и данному. В К.2 проектирование сливается и с заказчиком, и со строителем, и с потребителем. К. 2 отрицает тенденции беспредметничества и жизнестроеня. В К.2 искусство отделено от жизни. Искусство и жизнь (сцена и зал, кинозал и фойе, дом и улица и т.д ) отделялись друг от друга непроницаемой перегородкой, но с каждой стороны должно было происходить одно и то же. К.2 учреждает «культ нецелесообразности», т.е. единой шкалой ценности и для искусства, и для жизни становится художественность. ( Художественность поднимает жизнь до уровня искусства). В К.2стирается граница м/д целесообразностью и художественностью (не отличает одного от другого), поэтому уживаются требования удешевления, стандартизации, индустриализации с требованием красоты, вдохновения и художественности. Реальность не представляет никакой ценности. Понятие правды в К.2 контаминирует два разных слоя. Первый связан с мифологическим отождествлением обозначающего и обозначаемого (изображение и его оригинал — это одно и то же, поэтому искажение изображения таит в себе угрозу существованию оригинала). Второй связан с традиционной оппозицией русского сознания: Правда — Кривда. Порядок перечисления людей в К.2 должен точно соответствовать их ценности. Правда К.2 — это высшая небесная правда, находящаяся наверху; поэтому-то земная правда, то есть то, что есть на самом деле, это в глазах к-ы вовсе не правда, а Кривда. (Реализм К.2 — реализм как противоположность номинализму, как вера в реальное существование универсалий. Универсалии в К.2 получают право на реальное существование.) Мироощущение К. 2 близко русскому эпосу. Проникновение элементов эпоса едва ли не во все вербальные тексты культуры — появляются постоянные эпитеты, резко поляризуются Добро и Зло, антропоморфизируются понятия. К.2 росла одновременно сверху и снизу, а архитекторы-профессионалы, оказавшиеся посредине, должны были одновременно растворяться в эпосе и подниматься до высот государственно- эстетического сознания. К.2 видит два этих движения как одно. Эпос в К.2 — это творение народных песен по законам государственной власти. В К.2 «пропаганда войны» объявляется «тягчайшим преступлением против человечества». К.2 активно борется за мир, объявляет «войну войне» путь к миру лежит через войну с «поджигателями войны». Каждый военный акт - элемент борьбы за мир. Каждый акт разрушения воспринимается как созидательный, поскольку все достоинства уничтожаемого переходят к уничтожающему. А каждый акт созидания соотнесен с обороной, т.е. с войной, т.е. с уничтожением. Каждый акт к-ы неразрывное единство созидательно-разрушительной деятельности. Нет элементов военной идеологии.

 

Общее состоит в особом понимании истории. К.1 каждый раз, когда она возникает, объявляет себя началом истории. К.2 каждый раз объявляет себя концом истории. В одном случае это точка, из которой должно возникнуть все, в другом — точка, в которой все должно кончиться. История циклична, состоит из чередующихся начал и концов.

Билет







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.