Здавалка
Главная | Обратная связь

Осью новой культуры являлся человек, трактуемый как существо страстное, импульсивное, мало подчиненное интеллекту.



Гуманизм содержал в себе критическое отношение к религиозным канонам.

Символ гуманизма - художник, творящий мир по своему усмотрению, не стесняемый ни религиозными авторитетами, ни обычаями.

Титаны Возрождения не только создали великое искусство, но вместе с ним и новую культурную ситуацию, побуждающую к свободному развитию человеческого гения. Заметим, что очень часто в ущерб общественной морали.

Религиозная Реформация, пришедшая из Германии, напротив, отличалась строгостью нравов. В ней сложилась особая протестантская этика, по мысли М.Вебера, пробудившая дух капитализма.

Религиозной основой протестантской этики является принцип божьего предначертания, согласно которому мирская жизнь человека определяется божьим промыслом во всех ее проявлениях, в том числе и в профессиональной. Человек призван Богом делать то, чем он профессионально занимается: земледелием, ремеслом, торговлей. Именно трудом он и служит Богу.

Протестантская этика видит в труде фундаментальную ценность, подчеркивает значение умеренности и упорства, преданности своему делу, новый вид аскетизма.

Труд самоценен тем, что угоден Богу, поэтому продукты труда должны обращаться не на личное потребление, но на развитие самого труда.

Протестантская этика фиксирует необходимость соблюдение христианских заповедей во взаимоотношениях со своими деловыми партнерами, мотивируя ее не только религиозными, но и практическими соображениями.

Протестантская этика, принятая множеством людей из разных сословий в странах Северной Европы, создала культурные предпосылки для хозяйственной активности в невиданных прежде масштабах.

3. КОМПОНЕНТЫ.

Культурное содержание модернизации представляет собой переход от религиозной к рациональной ментальности общества.

Под рациональностью понимается исторически сложившийся принцип отношения человека к миру, содержащий в себе

· представление о познаваемости мира при помощи разума;

· ориентацию на практическую деятельность, основанную на системе положительных знаний, для удовлетворения собственных потребностей;

· учет целей, условий и средств практической деятельности.

Рационализация культуры есть и ответ на вызов общества, обзаводящегося рыночными институтами в самой грубой форме.

Рассмотрим инструменты рационализации, условно поделив их на прямые и косвенные.

К первым относится школа - относительно новый социальный институт, где главную роль играет учитель, просвещающий вверенных ему детей при помощи книги, содержащей естественнонаучные знания.

Кроме нее - типография - фабрика по производству книг и сеть библиотек и книжных лавок, посредством которых книга становится частью бытовой, повседневной культуры.

Ко вторым - экономические и политические институты нового общества, требующие от актеров разучивания совершенно новых ролей: предпринимателей, работников по найму, избирателей, сторонников и активистов политических партий, профессиональных военных.

Жить традицией, следовать канону, соблюдать корпоративные нормы - означало погибнуть в новом обществе.

Рационализация культуры содержала в себе ферменты разрушения. Она отменяла устоявшиеся в поколениях правила поведения, сводила на нет старые ценности, упрощала картину мира до экономической таблицы с расчерченными столбцами доходов и расходов, огрубляла нравы. Иначе говоря, модернизация культуры не тождественна прогрессу. Новая картина мира, онаученная и формализированная, уступала предшествующей как в целостности, так и в поэтичности.

Новые модели поведения, допускающие иную степень свободы, вместе с нею принимали и отказ от внутренних регуляторов, сдерживающих алчность и эгоизм.

Модернизация культуры провоцирует аномию. Так, французский социолог Э.Дюркгейм называл многочисленные виды социальной дезорганизации: от самоубийства до преступлений, вызванные отказом от соблюдения норм.

Модернизация культуры вызывает в обществе социокультурный раскол, который выражается в утрате общекультурных символов, ведущей к взаимонепониманию между современниками. Единое некогда культурное пространство общества раскалывается на многочисленные сектора, отличающиеся друг от друга по ценностям, символам, моделям поведения.

Краткий вывод:

1. Модернизация культуры есть составная часть модернизации общества.

2. Культурные истоки модернизации образует европейская античная и христианская традиции, обновленная Возрождением и Реформацией.

3. Содержанием модернизации культуры является противоречивое и неравномерное формирование рациональной картины мира.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.