Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурные корни национализма.



По мнению Андерсона у современной культуры национализма, нет более захватывающих символов, чем монументы и могилы Неизвестного солдата. «Публичное церемониальное благоговение, с каким относятся к этим памятникам именно в силу того, что-либо они намеренно оставляются пустыми, либо никто не знает, кто в них лежит, поистине не имеет прецедентов в прежней истории.» А попытки индивидуализации повергли бы общественность в культурный шок. «Однако несмотря на то, что в этих пустых могилах нет ни поддающихся идентификации смертных останков, ни бессмертных душ, они прямо-таки наполнены призраками национального воображения. (Вот почему так много разных наций имеют такие могильные памятники, не испытывая при этом ни малейшей потребности уточнять национальность тех отсутствующих, которые в этих могилах покоятся)»

Исследователь предлагает рассматривать национализм наряду с такими культурными системами как "родство" и "религия", а не ставить его в ряд идеологических понятий, таких как "либерализм" или "фашизм". Анализируя зарождение и упадок религиозного сообщества и династического государства, Андерсон делает вывод, что именно во времена упадка этих систем происходило глубинное изменение восприятия мира, которое сделало возможным "воображение" нации. Само же падение религиозно-ориентированных обществ связано с воздействием освоения мира, которое, послужило мощным толчком к резкому «расширению культурного и географического пространства, следовательно, и представлений о различных укладах человеческой жизни.

Среди предпосылок становления наций важно отметить изменение восприятия времени, появление так называемого механического времени вместо церковного календаря.

* Члены воображаемого сообщества выполняют различные действия в одно и то же часовое\календарное время; они могут не знать о существовании друг друга, но они находятся в одних и тех же координатах (в данном случае — время), интегрирующих их в сообщество.

«Время, текущее само по себе, даже когда ничего не происходит, пустое и бесконечное, а потому - открытое в будущее и несущее новое восприятие настоящего как совокупности одновременно происходящих событий, воплотилось в новых культурных артефактах - газетах и романах».

Развиваются коммуникации, распространяются печатные издания. Теперь выпуск новой газеты заменяет утреннюю молитву. Совершая эти действия, каждый осознает, что его действия дублируются одновременно множеством других людей, в чьем существовании он уверен, но не имеет представления об их идентичности. К тому же, эта церемония повторяется с определенной цикличностью, с интервалом в день или полдня в потоке календарного времени. Читатель газеты, наблюдающий потребление газет людьми, встречающимися с ним лицом-к-лицу (в метро, в парикмахерских), убеждается в том, что воображаемый мир укоренен в повседневной жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.