Здавалка
Главная | Обратная связь

Истоки национального сознания.



К истокам национального сознания Бенедикт Андерсон причисляет развитие печати-как-товара, служащего ключом к зарождению совершенно новых представлений об одновременности. К 1500 г. было напечатано как минимум 20 млн. книг, и это способствовало началу «эпохи механического воспроизводства». «Если рукописное знание было редким и сокровенным, то печатное знание жило благодаря воспроизводимости и распространению.» Книга была первым товаром из индустриальной эпохи - один экземпляр не отличается от другого, количество экземпляров не ограничено. Именно книгопечатание становится источником важнейшего аспекта национального самосознания - печатного языка, который позже становится государственным.

Первоначальным рынком была грамотная Европа — обширный, но тонкий слой читателей на латыни. Насыщение этого рынка заняло около ста пятидесяти лет.

На расцвет национального сознания так же особенно повлияло создание колониальных режимов в Америке, Азии и Африке, так называемого сообщества, в основе которого были «креольские пионеры». Занимая определенную административную должность, "креольские паломники-функционеры и провинциальные креольские печатники» все больше отождествляли себя с данной территорией, которую было защищать от посягательств этих режимов.

«Распространение печатных языков закладывало основы национального сознания тремя разными способами. Во-первых и в первую очередь, они создавали унифицированные поля обмена и коммуникации, располагавшиеся ниже латыни, но выше местных разговорных языков. Во-вторых, печатный капитализм придал языку новую устойчивость, которая в долгосрочной перспективе помогла выстроить образ древности, занимающий столь важное место в субъективном представлении о нации. В-третьих, печатный капитализм создал такие языки, власти, которые были отличны по типу от прежних административных местных наречий. Теперь владение языком отражало свойство не привилегированного положения, а принадлежности в той или иной территории ».

Так происходило самоутверждение суверенитета нации и ограничение их территории.

Закат эры национально-освободительных движений в Америках практически совпал с развитием национализма в Европе. Европа 1820 -1920 гг., Идеологическое и политическое значение имели «национальные печатные языки». "Нация" становится сознательной целью, становится доступным предметом для "пиратства".

Во второй половине 18 в. началось научное сравнительное изучение языков. Десакрализация древнееврейского, древнегреческого, латинского языка. Рост уровня грамотности, торговли, промышленности, коммуникаций и государственности в 19 столетии, дал новые импульсы лингвистической унификации в каждом династическом государстве. Государственные языки приобретают большую власть и больший статус.

Так же подробно им рассматривается роль языков в формировании национальных государств. Он считает, что именно народные, нецивилизованные языки очертили территориальные границы в Европе, и именно развитие печатной литературы, в конечном итоге, и привело к установлению национального сознания. Процесс этот был стихийным, однако, однажды начавшись, он, по мнению Андерсона, породил модель для сознательного подражания и манипулирования. Исследователь приводит в пример проведение антиисламской, антиперсидской принудительной романизации, русифицирующей киррилизации в советские времена.

 

Билет







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.