Здавалка
Главная | Обратная связь

Л. Уайт о культуре: источники, эволюция, энергия.



Лесли Алвин Уайт (1900-1975) – выдающийся американский культуролог и антрополог, возродивший эволюционный подход к изучению культуры. Резко критикует любое проявление креационизма в науках о культуре и отстаивает эволюционные взгляды на происхождение человека и общества.

Будучи основателем исследования культуры в рамках целостной науки, вводит в науку термин «культурология». (Основные свои идеи и общую концепцию культуры он излагает в трех фундаментальных работах:«Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры: развитие цивилизации до падения Рима» (1959)и «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» (1975).Большое значение для распространения его концепции имеет и ряд программных статей. Наиболее известные из них– «Культурология»(1958) и статья «Энергия и эволюция культуры» (1943).

Определяющая особенность концепции - утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Эволюция - означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры.

Он возрождает понятия стадий эволюции и прогресса, доказывая, что различные состояния культуры необходимо оценивать, используя слова «лучше» и «более развитый». Определяющий фактор и критерий развитости культуры - энергооснащенность. Таким образом, эволюцию культуры связывает с ростом количества используемой энергии. Реанимирует идею об эволюции элементов – частей и форм культуры как самостоятельных сущностей.

Говорит о необходимости создания новой науки, предметом изучения которой стала бы человеческая культура. На эту роль не подходят ни антропология, ни психология, ни социология

Не первый, кто вводит в научный оборот термин «культурология». Но он отстаивает позиции культурологии как самостоятельной науки, разрабатывает ее методологию и обосновывает ее необходимость в системе наук. Не стремится порвать с традициями культурной антропологии.

Разработкой науки о культуре занимается всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношений понятий «культура» и «общество», критерий прогресса культуры, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, система родства, эволюция форм брака и т.д. Значительное место в ней занимает теория символов.

Культурология - «отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам».

Существует три типа интерпретации культуры: история, эволюционизм и функционализм.

«Историческое объяснение культурной данности заключаться в воспроизведении предшествующих релевантных событий». «Научную» интерпретацию интересовала лишь схожесть событий, описываемая посредством обобщения.

Указывает на необходимость третьего – эволюционного подхода. Выделение трех типов интерпретации культуры связано с тем, что «в культуре существуют три четко разграниченных и вычленимых процесса».

Хронологическая последовательность единичных событий - временной процесс, его изучает история.

Рассматривать явления в других аспектах – функциональном, структурном, вневременном - формальный процесс..

Явления можно рассматривать в виде временной последовательности их форм. Это формально-временной процесс. Для его интерпретации требуется эволюционный подход.

Эволюционный подход имеет дело с развитием явлений во времени (как исторический) и с их структурой и функциями (как функциональный).

Рассматривает общество и культуру как разнопорядковые явлений. Общество - скопление живущих вместе организмов, обладающих социальной организацией, которая есть аспект питательного, защитного и воспроизводящего поведения.

Культура - специфическая особенность человеческого вида. Культуру - экстрасоматическую (внетелесную, надорганизменную – А.Ч.) традицию, ведущую роль в которой играют символы. Символическое поведение - один из главных признаков культуры.

Уделяет внимание выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений.

Вместо психологического объяснения культуры, предлагает культурологическое, основные положения которого заключаются в том, что люди ведут себя так, а не иначе, потому что они были воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа определяется «внешней экстрасоматической традицией», оно зависит культуры данного сообщества.

Л. Уайт приходит к важному выводу. Если выстроить в ряд факторы, которые определяют человеческое поведение, то замыкать будет культура. «Открытие» культуры, и это одно из наиболее значительных достижений современной ему науки.

Рассматривает культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Культура ассоциируется с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов.

Культурный процесс, «поток культуры» состоит из взаимодействующих, хотя и самостоятельных рядов элементов (частей, форм) культуры. Для каждого из элементов культуры характерно наличие двух аспектов – объективного и субъективного. «Человеку-творцу истории» отводит третьестепенную роль, рассматривая человека как существенный фактор эволюции лишь в процессе возникновения культуры. Человеку культурному отводит роль пассивного зрителя.

Разъясняя словосочетание «экстрасоматический контекст», выделяет два научных подхода к изучению предметов и явлений, связанных со способностью человека к символизации. При рассмотрении их во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, они будут представлять человеческое поведение, и являться предметом психологии. Если же эти явления изучать во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т.е. в экстрасоматическом аспекте, то они станут культурой. Предметом для культурологии.

Способности людей к символизму - исходный элемент культуры, определяющий признак человечества. Символ - совокупность физической формы и значения. Значение определяется культурной традицией, его невозможно установить при помощи органов чувств или химического анализа. Вводит понятие «символическое поведение», в результате которого возникают значения, неразличимые органами чувств. Они подвластны лишь рациональному осмыслению, решающую роль в котором играет язык. Слова – это важнейшие рационально-символические формы культуры.

Основным содержанием динамики культурных изменений - степень энергооснащенности человечества. Основой его воззрений явилось положение В. Оствальда - «история цивилизации является историей возрастания человеческого контроля над энергией». Предлагает рассматривать культуру как форму организации и систему по преобразованию энергии.

Критерий прогресса в эволюции культуры - возрастание количества энергии, используемой обществом. История - беспощадная битвой людей с природой за все больший уровень контроля над энергией. Первый уровень и источник энергии - человеческий организм. Эра человеческой энергии сменяется эрой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступают эпохи ветра, воды, органического топлива, и, наконец, в ХХ веке люди осваивают атомную энергию.

Таким образом, критерий общественного прогресса состоит в количестве обуздываемой за год энергии на душу населения; в эффективности технологических средств контроля и использования энергии; и в количестве производимых продуктов и услуг для удовлетворения потребностей человека. «Цель» потока культурных изменений - аккумуляция и придание структурной формы энергии, рассеянной в пространстве или существующей в потенции в окружающей природе.

Отождествляет уровень технологического и культурного развития. Полагает, что каждому способу «обуздания энергии» соответствуют определенные культурные ценности. Подобный способ рассмотрения культуры - технологический детерминизм.

Технологический детерминизм проявляется и в его интерпретации значения частей или слоев культуры. Культурная система состоит из трех уровней: технологический слой в основании, философский – наверху и социологический между ними. Технологический уровень первичен, вся культура основана на нем и от него зависит. Технология – это совокупность материальных, механических, физических средств и техники их использования. При помощи них человек как биологический вид взаимодействует с природой. Технологический слой делится также на орудия и энергию. Он предопределяет содержание социологического или социального уровня, состоящего в межперсональных отношениях. Философский или идеологический слой в культуре включает в себя культурные ценности, искусство и тому подобное, выражает технологические силы и отражает социальные системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.