Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 9. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ



Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью Причины школьной дезадаптации. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, искусство, музыкальная деятельность). Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Социальный статус и отношения со сверстниками. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками. Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема формирования научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я. Гальперин).Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения.

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо – физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания. Роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Теории подросткового развития (Ст. Холл, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже). Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С. Выготского. Проблема ведущей деятельности подростка. Роль общения со сверстниками в психическом развитии. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Формирование личности в подростковом возрасте. Поло – ролевая идентификация. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка. Развитие аффективно – потребностной сферы. Формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности. Психологические особенности выбора профессии. Формирование индивидуального стиля мышления.

ТЕМА 10. МОЛОДОСТЬ

Критерии «зрелой взрослости». Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» - поиск себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав, обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, формирование отцовской и материнской позиции, формирование образа и стиля жизни. Кризис 30 лет. Пути выхода из кризиса: личностно – смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Возрастные потребности в достижениях и социальном признании, особаясензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.