Здавалка
Главная | Обратная связь

СЕМИНАРЫ 1,2. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ, РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.



Темы докладов:

1. Источники человеческого разнообразия. Генетика поведения (исследование приемных детей, исследования личностиблизнецов).

2. Уровни окружающей среды: семья и социализация. Отношения в семье. Взаимодействие наследственности и среды.

3. Пренатальное развитие. Влияние среды на пренатальное развитие.

4. Возможности новорожденного. Научение и привыкание. Сенсорное и перцептивное развитие.

5. Дети, требующие специального ухода (незрелость новорожденных).

6. Занятость родителей. Социальная экология воспитания. Семейная среда. Стили родительского поведения.

7. Формирование «Я – концепции» в раннем и дошкольном детстве.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

· В чем сущность кризиса новорожденности?

· В чем своеобразие социальной ситуации психического развития в младенческом возрасте?

· Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятельности в младенчестве, раннем и дошкольном детстве?

· Обозначьте этапы развития общения ребенка с другими людьми?

· Какие факторы могут рассматриваться как «угрожающие» в отношении развития дефицита общения у ребенка?

· Что такое госпитализм? Каковы причины и формы проявления?

· Вспомните симптомы и охарактеризуйте сущность кризиса одного, трех и семи лет.

· Прочитайте высказывание психолога, занимающегося проблемой оказания помощи младенцам и их родителям:

«Сегодня, в 90 – годы 20 века, мы воспринимаем ребенка не совсем так, как наши предшественники. Мы уверены, что с самого рождения – а быть может, и несколько ранее, на пренатальной стадии – ему свойственна достаточно сложная психическая жизнь. И с сожалением констатируем, что неотложные вмешательства сразу после рождения, как правило требуют условий, препятствующих общению ребенка с родителями» (Мать, дитя, клиницист / Под ред. G. FavaVizziello, D.N. Stern. М., 1994. С. 276).

Как вам кажется, изменилось ли что – то в практике отечественного здравоохранения с учетом этих новых установок? Что еще требует пересмотра?

· Охарактеризуйте предпосылки возникновения игры. Какова роль взрослого в становлении детской игры?

· Как складываются отношения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве?

· Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?

· Как вы понимаете понятие «общественный взрослый»?

· Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка – дошкольника?

Дополнительная литература:

1. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека

Под ред. И.В. Равич – Щербо. М., 1988.

2. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1989.

3. Развитие личности ребенка. /Под ред. А.М. Фонарева. М., 1986.

4. Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001.

5. Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб., 2002.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.

7. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина,А.Л. Венгера. М., 1988.

8. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения и стил общения дошкольников // Вопросы психологии. 1981. №2.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207 –11. 246.

11. Бауэр Т. Психическое развитие младнциа. М., 1979.

12. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр. соч.: в 6 т. М., 1984.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.