Здавалка
Главная | Обратная связь

Самостоятельная работа



Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы не должен превышать 54 часов в неделю.

Основная задача состоит в повышении эффективности самостоятельной работы в формировании профессиональной компетенции студентов, а также в повышении роли самостоятельной работы студентов в достижении образовательных целей. Задания для самостоятельной работы направлены на формирование знаний и профессиональных навыков.

Виды самостоятельной работы:

- изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки, составление конспектов;

- ведение терминологического словаря;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;

- исследовательская деятельность (подготовка курсовых работ, подготовка к научным конференциям).

Задания для самостоятельной работы отражаются в технологической карте по дисциплине с указанием тематики, форм отчётности, критериями оценки, сроков сдачи работ.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО

Автор: ст. преподаватель Салимова Г.Ф.

Рецензент (ы): Хасанова С.А., ст.преп.каф. уголовного права НФ БашГУ.

Программа одобрена на заседании УМС гуманитарного факультета

от ___________ года, протокол № ________.

 

 


     

 

Разработано и рассмотрено на заседании кафедры истории, истории государства и права (протокол № 1 от «28» августа 2013г.) Зав. кафедрой______________ Б.А. Азнабаев Утверждено на заседании Учебно-методического совета гуманитарного факультета (протокол № 1 от «29» августа 2013г.) Председатель____________Н.А. Пономарева

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нефтекамский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра истории, истории государства и права

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная психология»

7 семестр, для студентов 4 курса

по специальности «Филология»

 

 

Рабочую программу осуществляет: Лекции: ст. преподаватель Салимова Г.Ф. Практические занятия: ст. преподаватель Салимова Г.Ф.     Учебных часов: 68 В т.ч. лекций: 22 семинарских занятий: 12 самостоятельной работы, в т.ч. КСР–34 форма контроля: зачет – 7 семестр  

 

·                
· ·           Изучение дополнительной литературы  
· Тема: ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально – исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема перидизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже). Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии.   Физиология Физиология Изучение дополнительной литературы, подготовка к коллоквиуму  
  Тема: ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И НОВОРОЖДЕННОСТЬ Пренатальное развитие и его особенности. Психологическая характеристика акта рождения (О. Ранк, С. Гроф). Общая характеристика новорожденного как кризисного периода в развитии. Особенности перехода от пренатального периода к постнатальному детству. Особенности ВНД младенца. Развитие анализаторов к моменту рождения. Влияние тератогенов на пренатальное развитие.     Социальная психология   Изучение дополнительной литературы  
  Тема: МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка – потребности в общении. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Непосредственно – эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Теория развития восприятия в младенческом возрасте (Дж. Гибсон, Т. Бауэр, Ж. Пиаже). Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности соотношения сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение.       Возрастная психология, психология личности Таблицы Изучение психолого – педагогических словарей  
  Тема: РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно – манипулятивная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д. Боулби. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно – действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский). Основные закономерности развития речи ребенка (В. Штерн, Д. Брунер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Особенности развития понимания речи. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа «Я». Кризис трех лет.       Социальная психология     Терминологический диктант
  Тема: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью Причины школьной дезадаптации. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, искусство, музыкальная деятельность). Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками.       Социальная философия, социология Таблицы   Проведение коллоквиума
  Тема: МОЛОДОСТЬ Критерии «зрелой взрослости». Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» - поиск себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав, обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, формирование отцовской и материнской позиции, формирование образа и стиля жизни. Кризис 30 лет. Пути выхода из кризиса: личностно – смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Возрастные потребности в достижениях и социальном признании, особаясензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.       Возрастная психология, психология личности Таблицы Изучение психолого – педагогических словарей  
  Тема: ЗРЕЛОСТЬ КАК ВЕРШИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Профилактика старения. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физическ5их возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости.   Психология общения, возрастная психология, психология личности   Изучение дополнительной литературы Устный опрос
  Тема: НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ, РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ. 1. Источники человеческого разнообразия. Генетика поведения (исследование приемных детей, исследования личности близнецов). 2. Уровни окружающей среды: семья и социализация. Отношения в семье. Взаимодействие наследственности и среды. 3. Пренатальное развитие. Влияние среды на пренатальное развитие. 4. Возможности новорожденного. Научение и привыкание. Сенсорное и перцептивное развитие. 5. Дети, требующие специального ухода (незрелость новорожденных). 6. Занятость родителей. Социальная экология воспитания. Семейная среда. Стили родительского поведения. 7. Формирование «Я – концепции» в раннем и дошкольном детстве.   Психология общения, возрастная психология, психология личности     Собеседование
  Тема: СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО Социальная готовность к школьному обучению (личностная, интеллектуальная, физическая, эмоциональная, социальная). Особенности развития Я – концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятльности. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.   Лингвистика, психология личности, этика     Обсуждение
  Тема: ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 1. Специфические особенности психики и поведения подростков. 2. Развитие общения в подростковом и юношеском возрасте. Принадлежность группе. 3. Неформальные и формальные молодежные объединения и гркппировки. 4. Феномен “молодежной субкультуры”, его психологическое значение. 5. Любовь и дружба в юношеском возрасте. 6. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни. Развитие морального сознания. 7. Пути научного мировоззрения. 8. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм. 9. Девиантное поведение, его причины и профилактика. 10. Подростки в семье. Межпоколенная коммуникация. 11. Кризис перехода к юности.          
  Тема: РАННЯЯ, СРЕДНЯЯ И ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ Взрослость как психологический период. 1. Развитие в период взрослости. Возрастные часы в контексте социальных норм. 2. Проблема периодизации взрослости. 3. Феномен “акме”. Возрастные кризисы взрослости. 4. Профессиональный цикл. Этапы профессионального пути. 5. Семья и друзья: межличностный контекст. Отношения со стареющими родителями. 6. Эйджизм и стереотипы. Причины старения (наследственность и факторы окружющей среды). Теории старения. 7. Угасание интеллекта в старческом возрасте (стареющий ум и благополучная старость). 8. Социальная политака и пожилые люли. Демография старения в мире. 9. Образ жизни пожилых людей. 10. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранениянормальной жизнедеятельности и долголетия.          
ВСЕГО

 


ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ

1. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кулагина И. Ю. — М. : «Академический проект», 2011 .— 432 с. — (Gaudeamus) .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online» .— ISBN 978-5-8291-1257-8 .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/137563/>.

2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] / Болотова А. К. — М. : НИУ Высшая школа экономики, 2012 .— 528 с. — (Учебники Высшей школы экономики) .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека» .— ISBN 978-5-7598-0731-5 .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/136796/>.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб.для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 640с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 368с.

3.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб.пособие /О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос – пресс ,2004. – 264с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб.для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 640с.

5. 11.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник /Л.Ф. Обухова. – 4- е изд. М.:

6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учеб. /И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2004. – 349с.

7. Асмолов А. Психология личности М., 2002.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

9. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2 – х томах. М., 1999*.

10. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л.

11. Общая психология. М., 2009*.

12. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1.

13. Кемерун – Бендлер Л. НЛП в семейной терапии. М., 2000.*

14. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.

15. Осипова А.А. Введение в практическуюпсихокоррекцию: групповые методы работы. М., 2000.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

17. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1 – 2. Самара, 2002.

18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1998.

19. Социальная психология и этика делового общения

/ под редакцией Г.А. Клебче. М., 1995.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

21. Хьелл. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2002.

22. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.