Самостоятельная работа
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы не должен превышать 54 часов в неделю.
Основная задача состоит в повышении эффективности самостоятельной работы в формировании профессиональной компетенции студентов, а также в повышении роли самостоятельной работы студентов в достижении образовательных целей. Задания для самостоятельной работы направлены на формирование знаний и профессиональных навыков.
Виды самостоятельной работы:
- изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки, составление конспектов;
- ведение терминологического словаря;
- подготовка к коллоквиуму;
- подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме;
- исследовательская деятельность (подготовка курсовых работ, подготовка к научным конференциям).
Задания для самостоятельной работы отражаются в технологической карте по дисциплине с указанием тематики, форм отчётности, критериями оценки, сроков сдачи работ.
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО
Автор: ст. преподаватель Салимова Г.Ф.
Рецензент (ы): Хасанова С.А., ст.преп.каф. уголовного права НФ БашГУ.
Программа одобрена на заседании УМС гуманитарного факультета
от ___________ года, протокол № ________.
Разработано и рассмотрено
на заседании кафедры
истории, истории государства и права
(протокол № 1 от «28» августа 2013г.)
Зав. кафедрой______________ Б.А. Азнабаев
| Утверждено
на заседании Учебно-методического совета
гуманитарного факультета
(протокол № 1 от «29» августа 2013г.)
Председатель____________Н.А. Пономарева
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нефтекамский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра истории, истории государства и права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Возрастная психология»
7 семестр, для студентов 4 курса
по специальности «Филология»
Рабочую программу осуществляет:
Лекции: ст. преподаватель Салимова Г.Ф.
Практические занятия: ст. преподаватель Салимова Г.Ф.
| Учебных часов: 68
В т.ч. лекций: 22
семинарских занятий: 12
самостоятельной работы, в т.ч. КСР–34
форма контроля: зачет – 7 семестр
|
|
·
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
·
| ·
|
|
|
|
|
| Изучение дополнительной литературы
|
|
|
·
| Тема: ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально – исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема перидизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже). Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии.
|
|
| Физиология
| Физиология
| Изучение дополнительной литературы, подготовка к коллоквиуму
|
|
| |
| Тема: ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И НОВОРОЖДЕННОСТЬ
Пренатальное развитие и его особенности. Психологическая характеристика акта рождения (О. Ранк, С. Гроф). Общая характеристика новорожденного как кризисного периода в развитии. Особенности перехода от пренатального периода к постнатальному детству. Особенности ВНД младенца. Развитие анализаторов к моменту рождения. Влияние тератогенов на пренатальное развитие.
|
|
| Социальная психология
|
| Изучение дополнительной литературы
|
|
| |
| Тема: МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка – потребности в общении. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Непосредственно – эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Теория развития восприятия в младенческом возрасте (Дж. Гибсон, Т. Бауэр, Ж. Пиаже). Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности соотношения сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение.
|
|
| Возрастная психология, психология личности
| Таблицы
| Изучение психолого – педагогических словарей
|
|
| |
| Тема: РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно – манипулятивная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д. Боулби. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно – действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский). Основные закономерности развития речи ребенка (В. Штерн, Д. Брунер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Особенности развития понимания речи. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа «Я». Кризис трех лет.
|
|
| Социальная психология
|
|
|
| Терминологический диктант
| |
| Тема: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью Причины школьной дезадаптации. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, искусство, музыкальная деятельность). Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками.
|
|
| Социальная философия, социология
| Таблицы
|
|
| Проведение коллоквиума
| |
| Тема: МОЛОДОСТЬ
Критерии «зрелой взрослости». Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» - поиск себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав, обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, формирование отцовской и материнской позиции, формирование образа и стиля жизни. Кризис 30 лет. Пути выхода из кризиса: личностно – смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Возрастные потребности в достижениях и социальном признании, особаясензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.
|
|
| Возрастная психология, психология личности
| Таблицы
| Изучение психолого – педагогических словарей
|
|
| |
| Тема: ЗРЕЛОСТЬ КАК ВЕРШИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Профилактика старения. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физическ5их возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости.
|
|
| Психология общения, возрастная психология, психология личности
|
| Изучение дополнительной литературы
|
| Устный опрос
| |
| Тема: НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ, РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.
1. Источники человеческого разнообразия. Генетика поведения (исследование приемных детей, исследования личности
близнецов).
2. Уровни окружающей среды: семья и социализация. Отношения в семье. Взаимодействие наследственности и среды.
3. Пренатальное развитие. Влияние среды на пренатальное развитие.
4. Возможности новорожденного. Научение и привыкание. Сенсорное и перцептивное развитие.
5. Дети, требующие специального ухода (незрелость новорожденных).
6. Занятость родителей. Социальная экология воспитания. Семейная среда. Стили родительского поведения.
7. Формирование «Я – концепции» в раннем и дошкольном детстве.
|
|
| Психология общения, возрастная психология, психология личности
|
|
|
| Собеседование
| |
| Тема: СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО
Социальная готовность к школьному обучению (личностная, интеллектуальная, физическая, эмоциональная, социальная).
Особенности развития Я – концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятльности. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.
|
|
| Лингвистика,
психология личности, этика
|
|
|
| Обсуждение
| |
| Тема: ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
1. Специфические особенности психики и поведения подростков.
2. Развитие общения в подростковом и юношеском возрасте. Принадлежность группе.
3. Неформальные и формальные молодежные объединения и гркппировки.
4. Феномен “молодежной субкультуры”, его психологическое значение.
5. Любовь и дружба в юношеском возрасте.
6. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни. Развитие морального сознания.
7. Пути научного мировоззрения.
8. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм.
9. Девиантное поведение, его причины и профилактика.
10. Подростки в семье. Межпоколенная коммуникация.
11. Кризис перехода к юности.
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: РАННЯЯ, СРЕДНЯЯ И ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ
Взрослость как психологический период.
1. Развитие в период взрослости. Возрастные часы в контексте социальных норм.
2. Проблема периодизации взрослости.
3. Феномен “акме”. Возрастные кризисы взрослости.
4. Профессиональный цикл. Этапы профессионального пути.
5. Семья и друзья: межличностный контекст. Отношения со стареющими родителями.
6. Эйджизм и стереотипы. Причины старения (наследственность и факторы окружющей среды). Теории старения.
7. Угасание интеллекта в старческом возрасте (стареющий ум и благополучная старость).
8. Социальная политака и пожилые люли. Демография старения в мире.
9. Образ жизни пожилых людей.
10. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранениянормальной жизнедеятельности и долголетия.
|
|
|
|
|
|
|
| |
| ВСЕГО
|
|
| | | |
| | |
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ
1. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кулагина И. Ю. — М. : «Академический проект», 2011 .— 432 с. — (Gaudeamus) .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online» .— ISBN 978-5-8291-1257-8 .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/137563/>.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] / Болотова А. К. — М. : НИУ Высшая школа экономики, 2012 .— 528 с. — (Учебники Высшей школы экономики) .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека» .— ISBN 978-5-7598-0731-5 .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/136796/>.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб.для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 640с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002.
2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 368с.
3.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб.пособие /О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос – пресс ,2004. – 264с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб.для студ. высш. учеб. заведений /В.С. Мухина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 640с.
5. 11.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник /Л.Ф. Обухова. – 4- е изд. М.:
6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учеб. /И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2004. – 349с.
7. Асмолов А. Психология личности М., 2002.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
9. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2 – х томах. М., 1999*.
10. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л.
11. Общая психология. М., 2009*.
12. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1.
13. Кемерун – Бендлер Л. НЛП в семейной терапии. М., 2000.*
14. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
15. Осипова А.А. Введение в практическуюпсихокоррекцию: групповые методы работы. М., 2000.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
17. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1 – 2. Самара, 2002.
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1998.
19. Социальная психология и этика делового общения
/ под редакцией Г.А. Клебче. М., 1995.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
21. Хьелл. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2002.
22. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.