Здавалка
Главная | Обратная связь

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



(выписка из образовательного стандарта)

Физиология

Общая физиология. Методы исследования. Основные свойства живых систем. Нервная и гуморальная регуляция функций организма. Гомеостазис. Физиология центральной нервной системы. Рефлекторные реакции. Вегетативная нервная система. Общие закономерности деятельности сенсорных систем. Высшая нервная деятельность. Нервно-мышечная система. Кровь как внутренняя среда организма. Физиология кровообращения, дыхания. Физиология эндокринной системы. Физиология обмена веществ, пищеварения, выделения, терморегуляции. Возрастная физиология. Общие закономерности роста и развития организма. Возрастная периодизация.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Лекция 1: Введение в физиологию.

 

ВОПРОСЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЛЕКЦИИ

1. Физиология – наука о жизнедеятельности организма человека.

2. Основные этапы развития физиологии.

3. Связь с другими медико-биологическими науками.

 

1. Физиология (от греч. phisis – природа, и …логия - учение), наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем, что является предметом ее исследований. Физиология стремится вскрыть механизмы осуществления функций живого организма (сердечную деятельность, дыхание рост, размножение и др.), т.е. проявлений жизнедеятельности; связь функциональных систем между собой, их регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и онтогенеза. В этом состоит системный подход данной фундаментальной науки.

Она рассматривает своей основной целью – изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной и других систем организма, обеспечивающих его целостность.

Физиология охватывает огромный объем знаний о жизнедеятельности живых организмов, что позволяет ее дифференцировать на ряд четко очерченных ветвей, среди которых выделяют возрастную, спортивную, авиационную, космическую производственную, сельскохозяйственную, экологическую сравнительную, эволюционную физиологию и другие ветви.

Учебный план по специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» ориентирован на изучение курса «Физиология», в котором рассматриваются вопросы, относящиеся к физиологии здорового организма человека.

К цели данного курса следует отнести следующие задачи:

– сформировать у студентов знания о физиологических закономерностях функционирования организма человека, как единого целого;

– раскрыть физиологические особенности функционирования отдельных систем живого организма;

– создать представления о сложных механизмах психических процессов, высшей нервной деятельности (ВНД), памяти, мышлении, эмоциях, внимании, работоспособности, утомлении;

– выработать у студентов практические навыки по использованию полученных знаний о физиологии организма человека в повседневной работе преподавателя физической культуры.

Являясь фундаментальной биологической наукой, физиология человека имеет свои методы исследования.

Источником физиологии служит наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в физиологии представляет собой целенаправленный анализ информации, обусловленный задачей исследования, например, динамики кровообращения в результате увеличения физической нагрузки.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) представляет собой воспроизведение объекта исследования для доказательства имеющегося суждения о сущности физиологических явлений, их связи. Опыты в физиологии разделяются на острые (несовместимые с сохранением жизни живого объекта) и хронические (на практически здоровом живом объекте и при сохранении жизни). Преимущества эксперимента перед наблюдением заключается в том, что он позволяет подбирать или искусственно конструировать специальные условия для наиболее полного проявления качественных и количественных характеристик изучаемых физиологических явлений. Выделяют также естественный и лабораторный эксперимент. Первый осуществляется в натуральной, привычной для испытуемых ситуации, создаваемой сообразно преследуемым целям. При лабораторном эксперименте функции анализируются в селективно подобранных условиях.

В физиологии применяется широкий ряд подходов, используемых другими науками. К ним относятся: соматоскопия, антропометрия, физиометрия и т.д. Среди современных методов в физиологии широко используется регистрация электрических потенциалов головного мозга (электроэнцефалография), сердца (электрокардиография), скелетной мускулатуры (эектромиография); применяются визуализационные методы исследования (ультразвуковое исследование внутренних органов, рентгеновская компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), используется оптическая, радиотехническая и электронная аппаратура, математическое моделирование. Согласно международным стандартам физиологические методы должны быть безопасными, высоко чувствительными, обеспечивающими длительный мониторинг (наблюдение показателей), а используемая аппаратура малогабаритной, легкой по весу, снабженной компьютерной техников для регистрации, анализа и моделирования физиологических процессов.

2. Возникновение физиологии непосредственно связано с формированием и развитием человеческого общества, с воззрениями идеалистического философского направления об организме человека врачей древности (Гиппократ, Гален), восточной медицины Китая и Индии, с наследием Ибн-Сины (Авиценны), развитием физики, химии, математики.

Важную роль в развитии физиологии сыграли труд Вильяма Гарвея (1578-1657) «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», представления о функционировании организма человека, разработанные Р. Декартом, М.В. Ломоносовым, Г. Гемгольцем, Л. Гальвани, Ч. Шеррингтоном, А. Моссо, И.Р. Тархановым, И. Прохазкой, Ч. Беллом, Ф. Мажанди и другими учеными.

К. Бернар (1813-1878) выделял в развитии естествознания две стадии: стадию наблюдения (Гиппократ) и стадию эксперимента.

19-й век оказался весьма плодотворным в развитии физиологии. Среди них этапным периодом явилось издание книги «отца русской физиологии» И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863).

В своей работе И.М. Сеченов (1829-1905) четко доказал два основных положения: 1) внешнее проявление мозговой деятельности всегда сводится в конечном итоге к одному явлению – мышечному движению; 2) в основе всех проявлений психической деятельности человека лежат рефлексы.

Идеи И.М. Сеченова послужили фундаментом для дальнейшего изучения психических процессов у человека и животных академиком И.П. Павловым (1849-1936), который разработал и внедрил в практику экспериментальный метод изучения высшей нервной деятельности (ВНД).

За огромные научные заслуги И.П. Павлова в развитии физиологии этот этап ее формирования был назван Павловским периодом.

Огромный вклад в развитие физиологии внесли многие отечественные и иностранные ученые: Н.Е. Введенский, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели, А.А. Аршавский, В.Г. Штефко, А.А. Маркосян, П.К. Анохин, К.М. Быков, В.В. Парин, Вл. П. Демихов, М. Рубнер, Э.Ф. Пфлюгер, Г.Л. Гемгольц и другие.

В области физиологии мышечной деятельности следует отметить основателя отечественной физиологии спорта профессора А.Н. Крестовникова, известных ученых Е.К. Жукова, В.С. Фарфеля, Н.В. Зимкина, А.С. Мозжухина, зарубежных физиологов - П.О. Астранда, А.Хилла, Р.Маргария и других ученых.

В Беларуси зарождение физиологии совпадает с образованием Гродненской медицинской академии (1775 г.), медицинского факультета Виленской академии (1781 г.) и деятельностью работавших в них ученых Ж.Э. Жилибера, А. Бекю, С.Б. Юндзилла. Однако решающим событием в развитии физиологии на территории Беларуси было образование кафедры физиологии медицинского факультета Белорусского государственного университета (1921 г.), который в 1930 г. был преобразован в медицинский институт. Возглавлявшие в этот период кафедры физиологии профессора Л.П. Розанов и И.А. Ветохин по праву считаются основоположниками формирования кадров белорусских физиологов. Большой вклад в развитие физиологической науки в Беларуси внесли академик И.А. Булыгин, возглавлявший Институт физиологии АН БССР (1953-1984), академик В.Н. Гурин, руководивший Институтом физиологии НАНБ (1984-2007), создавшие направления исследований закономерностей нейрогуморальных висцеральных рефлексов, механизмов терморегуляции организма, академики, член-корреспонденты, профессора названных институтов: Н.И. Аринчин, А.С. Дмитриев, Ф.И. Висмонт, В.Н. Калюнов, Л.М.Лобанок, В.В. Солтанов, В.А. Кульчицкий. Большая исследовательская и педагогическая работа проводится руководителями и сотрудниками кафедр физиологии в Белорусском государственном университете (А.Г. Чумак), Белорусском государственном медицинском университете (А.И. Кубарко), государственных медицинских университетах Витебска, Гродно, Гомеля, педагогических ВУЗах РБ, экологическом, физкультурном и других университетах РБ.

3. Неразрывное единство структуры и функции, их взаимообусловленность предопределяют тесную связь развития физиологии с морфологическими науками – анатомией, гистологией, цитологией, эмбриологией, генетикой, антропологией.

Очевидна близость физиологии с психологией, педагогикой, социологией, педиатрией, валеологией, теорией и практикой физического воспитания. Для них она служит научной основой, средой фактов, поставляющих соответствующие необходимые знания.

Постижение физиологических закономерностей развития позволяет подойти к решению прикладных задач педагогики и педиатрии. Одна из них - оценка возрастной нормы, как стандарта, и меры отклонения от нее, вынуждающей к применению специфических методов воспитания и лечения. По ходу ее решения были идентифицированы многие феномены и, в частности многофакторная зависимость скорости роста и развития детей; социальные и стихийные бедствия, которые неблагоприятно сказываются на динамике возрастного развития населения, тогда как хорошее социально-экономическое положение способствует его нормализации.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Дайте определение физиологии как фундаментальной науки.

2.В чем состоит предмет данной фундаментальной науки, ее системный подход в изучении живого организма?

3.Какие запросы для теории и практике физического воспитания требуются от физиологии, как науки?

4.На каких физиологических закономерностях базируются принципы физического воспитания детей и подростков?

5.Назовите существующие методы и научные подходы физиологии.

6.Какие физиологические направления имеют прямое отношение к теории и практике физического воспитания? Дайте пояснения.

7.Назовите и дайте характеристику основных этапов развития физиологической науки, определите значение ведущих физиологов в развитии этой фундаментальной науки.

8.Основой какого ряда фундаментальных и прикладных дисциплин является предмет физиологии?

9.В чем проявляется очевидная связь физиологии с психологией, педагогикой, валеологией, теорией и практикой физического воспитания? Какова роль физиологии для преподавателя физической культуры и тренера?

10.Какие задачи в изучении физиологии должен ставить студент перед собой, подготавливаясь к работе преподавателя физического воспитания?

Ссылки на литературные источники, приведенные в рабочей программе дисциплины.

Основная литература

1.Лекционный материал кафедры медико-биологических основ физического воспитания и смежных дисциплин.

2.Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник./ А.С. Солодков, Е..Б. Сологуб . М.: Олимпия Пресс, 2005.- 527 с., С.3–10.

3.Возрастная физиология: Учеб.-метод. пособие / Под ред. д.м.н. Ю. М. Досина.- Мн.: БГПУ, 2006. – 266 с., С. 3–19.

Дополнительная литература

1. Нормальная физиология /под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. М., 2009.

2.Физиология человека/ под ред. Г.И.Косицкого. М., 1985.-559 c. C. 5–18.

3.Физиология человека: общая, возрастная, спортивная : лаборатор. практикум / Ю.М. Досин, Т.А. Миклуш, Т.В. Ровдо и др.; под общ. ред. Ю.М. Досина .- Минск : БГПУ, 2009. – 160 с., С. 3–6.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.