Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 3: Общие физиологические закономерности роста и развития организма.



 

ВОПРОСЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЛЕКЦИИ

1. Гетерохронность, гетерогенность и гармоничность физического развития организма человека.

2. Критические и сенситивные периоды развития, биологический и календарный возраст.

3. Акселерация и ретардация, влияние наследственности и среды на развитие организма.

 

1. Как следует из предыдущей лекции, рост организма, дифференцирование органов и тканей, формообразование и функции организма в различные периоды индивидуального развития организма или онтогенеза (греч.: ontos – особь, genesis – развитие) подвержены значительным количественным и качественным различиям. В понятие онтогенеза включаются все стадии, охватывающие временной промежуток от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, при этом выделяется пренатальный этап (до рождения) и постнатальный этап (после рождения).

Понимание того, как формируются и организуются функциональные системы организма в процессе индивидуального развития, стало возможным после создания П.К. Анохиным теории системогенеза, которая опирается на основополагающие принципы онтогенеза: гетерогенность, гетерохронность (от греч. heteros- другой, chronos- время) и гармоничность развития. Гетерогенность - неравномерность морфофункционального становления отдельных органов и их совокупностей, гетерохронность – разновременность их созревания с первоочередным опережающим развитием тех, деятельность которых является жизненно необходимой. Так, сердце плода начинает сокращаться уже на третьей неделе беременности, а почки формируются много позже и вступают в действие после рождения. Таким образом, обеспечивается последовательное развертывание генетической программы развития организма. Проблема формирующейся биосистемы получила свое обоснование в работах А.А. Маркосяна об увеличении надежности биосистемы, как одного из принципов онтогенеза. Она увеличивается за счет совершенствования регуляторных механизмов, избыточности элементов организма, их дублирования, взаимозаменяемости, скорости возврата к относительному постоянству и динамичности отдельных звеньев. Если на раннем этапе постнатального периода надежность обусловливается жестким генетически детерминированным взаимодействием отдельных компонентов биосистемы, то по мере развития все большее значение приобретают пластичные условно-рефлекторные связи (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер).

Значительным вкладом в исследовании проблем онтогенеза послужило разработанное А.А. Аршавским «правило скелетных мышц» или «правило двигательной активности», проявляющейся уже на начальной стадии развития зародыша (зиготы) в отсутствие моторного аппарата в виде тринкуса, цитоплазматических движений. По мнению А.А. Аршавского в раннем онтогенезе моторная активность является фактором индукции избыточного анаболизма, проявляющегося в возрастающем накоплении цитоплазматической массы клеток, обеспечивающим рост линейных и весовых параметров за счет нейрогормональный регуляции. К числу других наиболее значимых факторов индукции избыточного анаболизма в ходе развития и его завершения относятся антигравитационные реакции, связанные с появлением способности у ребенка удерживать головку, овладением сидячей и вертикальной поз, движений. В зрелом возрасте избыточный анаболизм проявляется не столько в накоплении массы тела, сколько в росте энергетически-структурного материала. Происходит не просто покрытие произведенных энергозатрат, но согласно закону суперкомпенсации Вейгерта, их чрезмерная компенсация, так, что в последующем биосистема может осуществлять больший объем функций.

2. Постепенность развития организма человека не исключает существования интервалов скачкообразных анатомо-физиологических преобразований, обусловленных внутренними и внешними (социальными) мотивами. Их называют «переломными», «критическими» или «возрастными кризами», в рамках которых адаптивные реакции организма снижаются.

Первый из них приходится на возраст от 2 до 3,5 лет. Ребенок начинает активно двигаться, формируется речь и сознание, растут физические, психологические нагрузки, воспитательные требования. Это приводит к напряжению функций систем организма и возможной их «поломке».

Вторая критическая фаза совпадает с кардинальной сменой привычной домашней обстановки на принципиально новую, школьную атмосферу, с увеличением обязанностей и ограничениями (включая двигательные), что предъявляет повышенные требования к функциональным системам ребенка, создают необходимость особо бережного, внимательного отношения к нему.

Третий период относится к подростковому возрасту. Происходит интенсивное созревание желез внутренней секреции и возникают серьезные изменения в гормональном балансе организма.

Границы периодов весьма условны, связаны со многими конкретными факторами (этническими, климатогеографическими, социальными и пр.).

С критическими периодами тесно соприкасаются сенситивные (от лат. sensus – чувство, ощущение) периоды. Они отличаются высокой восприимчивостью к специфическим внешним воздействиям и требуют адекватного притока соответствующей информации. Такие избирательные периоды создают благоприятную почву для формирования заложенных в человеке природой задатков, склонностей, способностей и т. д.

Продолжительность жизни (при ее идеальных условиях) является мерой здоровья и характеризуется календарным (паспортным) возрастом, зафиксированном в метрике, паспорте количеством прожитых лет.

С другой стороны, продолжительность жизни с момента рождения, наряду с процессами количественных и качественных преобразований (рост, развитие) связана с постоянным увеличением инволюционных (атрофических) сдвигов и их скоростью, снижающих срок предстоящей жизни в связи с ограничением диапазона адаптации и болезнями организма.

Биологический возраст является более достоверным показателем стадий онтогенеза (прогрессивного, зрелости и рецессивного развития), отражающим специфику старения и его сопряженность с календарным возрастом.

Определяемый по степени окостенения скелета, своевременности смены молочных зубов, появлению вторичных половых признаков и т.п., биологический возраст часто не совпадает с календарным возрастом по причинам разных условий и темпов созревания и старения.

Для установления биологического возраста привлекаются «батареи тестов» разной степени сложности с единой логической схемой оценок старения для конкретного индивида по набору клинико-физиологических показателей. В тоже время производится определение должного значения биологического возраста по календарному.

Сопоставление фактической и должной величин биологического возраста, дает возможность сориентироваться, на сколько лет обследуемый опережает или отстает от сверстников по темпам старения.

В процессе эволюции протяженность жизни человека увеличивалась. В настоящее время в экономически развитых странах люди в среднем живут более 70 лет. Описано немало случаев долгожительства до 130-150 лет. Ряд показателей состояния здоровья долгожителей (включая работоспособность) выглядят более предпочтительными. Феномен долголетия связан с двумя взаимосвязанными факторами: наследственностью и средой обитания.

3.Наряду со стандартным становлением организма имеются отклонения от него. Акселерация (от лат. аcceleratio - ускорение) – обозначает популяционное ускорение роста и развития жителей планеты. Термин акселерация употребляется в разных значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая, гармоническая и дисгармоническая.

Акселерацию связывают с улучшением питания, с инсоляцией и усилением выработки витамина Д, повышением частоты межрасовых браков, с урбанизацией, солнечной активностью, социальными факторами.

Ретардация (от лат. retardatio - замедление) – процесс противоположный акселерации и символизирует отставание детей и подростков по темпам роста, развития и формирования физиологических систем от сверстников на 1-2 года. Побудительными моментами к ретардации выступают эндогенные (наследственные, врожденные, постнатальные нарушения) и экзогенные факторы социального плана (плохое питание, гиподинамия, физическое и психическое переутомление и пр.).

Таким образом, характер становления детского и подросткового организма позволяет выделить в общей популяции лиц с ускоренным, замедленным и стандартным ростом и физическим развитием, т.е. акселератов, ретардантов и медиантов.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Что подразумевается под индивидуальным развитием организма человека (онтогенезом)?

2.Какие отрезки времени онтогенеза включают понятия пренатальный и постнатальный этап индивидуального развития организма?

3.Дайте объяснение основополагающим принципам онтогенеза: гетерогенности, гетерохронности и гармоничность развития.

4.Чем объясняется необходимость двигательной активности организма человека (правило скелетных мышц по А.А. Аршавскому)?

5.Что означают критические периоды индивидуального развития детей и подростков? Какие процессы развития с ними связаны?

6.Что подразумевается под сенситивными периодами индивидуального развития детей и подростков? Какие процессы развития отражает биологический возраст?

7.В чем разница календарного и биологического возраста человека?

8.С какими факторами связан феномен долгожительства?

9.Что означают термины эпохальной, внутригрупповой, гармонической и дисгармонической акселерации?

10.В чем различия терминов медиант и ретардант?

Ссылки на литературные источники, приведенные в рабочей программе дисциплины.

Основная литература

1.Лекционный материал кафедры медико-биологических основ физического воспитания и смежных дисциплин.

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник./ А.С. Солодков, Е..Б. Сологуб . М.: Олимпия Пресс, 2005.- 527 с., С. 14, 140, 364–365.

3.Возрастная физиология: Учеб.-метод. пособие / Под ред. д.м.н. Ю. М. Досина.- Мн.: БГПУ, 2006. – 266 с., С. 29–44; 364-375.

Дополнительная литература

1. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная : лаборатор. практикум / Ю.М. Досин, Т.А. Миклуш, Т.В. Ровдо и др.; под общ. ред. Ю.М. Досина .- Минск : БГПУ, 2009. – 160 с., С.9–21

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.