Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 6: Произвольные движения.



 

ВОПРОСЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЛЕКЦИИ

1.Физиология опорного аппарата.
2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков.
3. Закономерности образования двигательных навыков.

 

 

1. Сочетание активного (мышцы) и пассивного образований (костей, суставов, связок) создает в физиологическом отношении правомочность термина опорно-двигательная система. Поэтому первый вопрос темы лекции «Произвольные движения» непосредственно связан с предыдущей темой о нервно-мышечном аппарате, в частности, с представлениями о физиологической роли костей и их соединений, являющихся динамической системой, состояние которой в процессе онтогенеза определяется наследственными, гормональными, алиментарными, физическими и другими факторами.

Костная, хрящевая, плотная соединительная ткань, образующие опорный аппарат, определяют его механическую (поддерживающую, шарнирную, защитную), трофическую, пластическую (восстановительную) и иммунную функции. Из курса «Анатомия человека» Вам известно, что соединительная ткань любой локализации состоит из клеточных элементов и межклеточного вещества. Среди клеток наиболее важными являются собственно – соединительнотканные – фибробласты и такие специализированные разновидности, остеобласты, остеокласты, хондроциты, хондробласты, синовиоциты, а также тучные клетки (лаброциты). Кроме того, обнаруживаются приходящие из крови – макрофаги, лимфоциты. В свою очередь межклеточный матрикс, значительно превосходящий количественно клеточную массу, включает коллагеновые волокна, сходные с ними ретикулярные и эластические волокна и основное вещество, состоящее из протеогликанов.

2. Любые двигательные навыки (бытовые, профессиональные, спортивные) не являются врожденными движениями, а приобретенными в ходе онтогенеза на базе врожденных двигательных актов. Занятия физкультурой и спортом улучшают структуру, осанку, что достигается освоением двигательных умений – способности на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически), оптимизируя двигательные задачи.

Методы исследования произвольных движений разделяют на описывающие их внешнюю (кино-, фото-, видеосъемки, тензо-, динамо-, гониометрия, циклография) и внутреннюю структуру (электромиография, запись Н-рефлексов и активности двигательных единиц).

В управление движениями включена высшая нервная деятельность, т.е. сознание, что позволяет назвать их произвольными. Советский нейро- и психофизиолог, член-кор. АМН СССР Н.А. Бернштейн, автор книги «О построении движений» (гос.премия –1948) выделил ряд биомеханических факторов движений: 1) большое количество степеней свободы движений, обусловленных многочисленностью и структурным многообразием суставов; 2) ограничение степени свободы движений ЦНС, обеспечивающее устойчивость позы, в связи с изменяющимся моментом силы, суставных углов, растяжимости связок); 3) в процессе движения преодолеваются внешние силы (тяжесть тела, трение, упругость); 4) коррекция движений достигается наличием рецепторного аппарата, его показаний.

Вышеизложенное позволяет выделить два главных механизма совершенствования движений: улучшения пространственно-временной структуры возбуждения мышц на основе врожденного и выработанного опыта и внесение коррекции в структуру мышечного движения. Они являются программой и коррекцией движений за счет проприоцептивного, вестибулярного чувства, участия зрения, слуха на основе обратных связей.

3. Двигательные навыки (П.К.Анохину, 1975) формируются на основе комплекса нейронных связей различных уровней ЦНС, объединенных в функциональную систему нервных центров на основе следующих процессов: 1) афферентного синтеза, включающего четыре фактора - биологическую мотивацию, обстановочную афферентацию (информацию о состоянии внешней среды), пусковую афферентацию (стимул для включения функциональной системы), память (жизненный опыт); 2) создания моторной (эффекторной) программы действия скелетных мышц, желез внутренней секреции; 3) формирования образа (акцептора) результата действия (нейрогенной модели движения); 4) обратной афферентации (коррекции программы действия сенсорными системами, если результат был достигнут).

Возникающая функциональная система создает скрытую готовность организма к новой деятельности при торможении других рефлекторных актов. Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в систему условных и безусловных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип (Павлов И.П., Крестовников А.Н.). Новым отделом рефлекторной дуги двигательного навыка является ее эффекторная часть, создающая огромное количество новых комбинаций из освоенных движений (явление экстраполяции). Процесс обучения двигательному навыку начинается с побуждения (мотивации) к действию, которое задается подкорковыми и корковыми зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению необходимой потребности.

На первом этапе образования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Здесь формируется план осуществления движения, включающий представление о двигательной задаче (показ, речевое описание, самоинструкция). Создаются наглядно-образная модель об элементах движения в пространстве и времени, моторная память.

Второй этап связан с началом выполнения разучиваемого упражнения и включает стадии генерализации (иррадиации возбуждения), концентрации и стабилизации (автоматизации) освоения двигательного навыка.

Первая стадия – характеризуется попытками освоения движения, продолжительным напряжением и сокращением (генерализацией) большого числа скелетных мышц (включая антагонисты) с отсутствием интервала расслабления, координации, выраженностью энерготрат, вегетативных реакций и обусловлена с массированным потоком афферентной информации, идущей от проприорецепторов многих мышечных групп.

На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в соответствующих корковых зонах, включающих в выполнение движения только нужные для его реализации мышцы. Навык на этой стадии сформирован, но он не прочен.

На третьей стадии, многократного повторения разучиваемого движения помехоустойчивость повышается, создается рабочая доминанта. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный самоконтроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыка, в котором особое значение имеют обратные связи. Информация, поступающая в ЦНС (в аппараты сравнения – лобные доли, хвостатое ядро) о выполнении движения, служит для сравнения с имеющимся эталоном. При их несовпадении в мозге (в аппаратах сравнения – лобные доли, подкорковое хвостатое ядро) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся сенсорные поправки.

В системе обратных связей на первых этапах освоения двигательного навыка большую роль играет информация, идущая в ЦНС по «внешнему контуру» регуляции движений от экстерорецепторов (зрение, слух), а при его упрочении информация по «внутреннему контуру» от проприо- и интерорецепторов двигательного аппарата и внутренних органов. Этот процесс ускоряется дополнительной информацией об успехе выполнения движения (указания тренера, внутренняя речь), анализом движения с использованием ранее приведенных технических средств. Формируется тактическое мышление. К факторам ведущим к утрате сформированного навыка относится глубокое утомление нейро-мышечного аппарата, снижение функциональных резервов мозга. Происходит нарушение двигательного навыка, потеря их автоматизации (дезавтоматизация).

Становление моторных функций у детей связано с созреванием структур головного мозга. Новорожденные не способны к выполнению произвольных движений из-за высокого мышечного тонуса мышц-сгибателей, отсутствия взаимной связи двигательной и зрительной сенсорной систем. В первый год жизни ребенок осваивает вертикальную позу, а в последующие годы (3-9 лет) ходьбу, бег, расширяет фонд движений на основе совершенства кольцевого рефлекторного механизма, зрительных и проприоцептивных обратных связей. В возрасте 10-11 лет произвольные движения связаны с программным управлением (механизмом центральных команд).

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Дайте определение двигательному умению и двигательному навыку.

2.Какие основные факторы определяют биомеханику движений?

3.Каковы два основных механизма формирования навыка движений?

4.Основные методы исследования движений.

5.Что представляет собой функциональная система нервных центров по П.К.Анохину?

6.Этапы формирования двигательного навыка. Охарактеризуйте их.

7.Что понимается под процессом автоматизации двигательного навыка?

8.Роль системы обратных связей в выработке двигательных навыков.

9.Что понимается под явлением экстраполяции движений? Какая часть рефлекторной дуги является новым отделом при формировании двигательного навыка?

10.С какими факторами связано усвоения двигательного навыка?

Ссылки на литературные источники, приведенные в рабочей программе дисциплины.

Основная литература.

1.Лекционный материал кафедры медико-биологических основ физического воспитания и смежных дисциплин.

2. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник./А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб . М.: Олимпия Пресс, 2005.- 527 с., С. 64–75.

Дополнительная литература.

1.Физиология человека / под ред. Г.И. Косицкого. М., 1985. С. 148–156.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.