Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительный анализ концепции внешней политики РФ и стратегии национальной безопасности

Новая редакция Концепции внешней политики России была утверждена 12 февраля 2013 года. Указ о разработке этой Концепции был подписан президентом В.В.Путиным в день его инаугурации, что ясно показывает значение, уделяемое данной Концепции главой государства…

Были времена, когда в России внешнеполитическая концепция вмещалась в краткий циркуляр, где говорилось, что Россия «достигла своего естественного развития; ей нечего желать, нечего домогаться от кого бы то ни было» и «остаётся лишь упрочивать своё положение, охранять себя от внешней опасности и развивать внутренние силы, нравственные и вещественные, накопляя запасы средств и умножая своё благосостояние». Это было при императоре Александре III. Сегодня ситуация в корне иная… Утверждение новой внешнеполитической концепции произошло на фоне новых серьёзных изменений в международных отношениях и выдвижений новых внешнеполитических концепций рядом крупнейших держав.

Ответы на вопросы, каков правовой статус Концепции, почему была принята новая редакция, что изменилось в ней по сравнению со старой редакцией, содержатся в самом тексте документа. В Концепции сказано, что она представляет собой «систему взглядов». В то же время следует иметь в виду, что документ был утвержден указом президента РФ, то есть все его положения приобрели статус указа президента – это ниже, чем закон, но выше всех остальных правовых актов, включая решения правительства РФ, акты парламента и т.д.

Ответ на вопрос, почему принята очередная новая редакция Концепции, находим в Конституции России, которая гласит, что президент РФ «определяет основные направления … внешней политики государства» (ст. 80, ч.3) и «осуществляет руководство внешней политикой» России (ст. 86), то есть является главным государственным органом и главным должностным лицом в области внешней политики. Если сравнить времена принятия предыдущих концепций, то увидим их очевидную связь со сменой главы государства: это 1993, 2000, 2008 и 2013 годы.

Здесь стоит отметить, что до сих пор в России не урегулирован конституционный статус внешней политики. Если в конституциях СССР закреплялись основные принципы внешней политики страны, то российская конституция 1993 года об этих принципах умалчивает. Вероятно, это не совсем верный подход, так как полномочия главы государства во внешней политике должны быть вписаны в конституционные рамки. Это один из механизмов обеспечения внешней политики в интересах государства и народа. Так, конституционное положение о таком принципе внешней политики, как защита основ международного права и защита союзников России, возможно, стало бы юридическим препятствием для принятия, скажем, Резолюции СБ ООН №1973.

Теперь об отличиях редакции 2013 года (Концепция-2013) от редакции 2008 года (Концепция-2008). Прежде всего, новая редакция исключила ряд целей внешней политики и добавила несколько новых. Например, из Концепции-2013 исключена такая цель, как создание системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры, и включена новая: укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях. Совершенно очевидно, что во многом обусловлена вступлением России во ВТО.

Нельзя не отметить и новые подходы к вопросу о правах человека. Если в Концепции-2008 целью внешней политики РФ называлась «защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом», то Концепция-2013 добавляет ещё и «отстаивание … российских подходов по теме защиты прав человека». Надо сказать, что весьма ярко и точно оценил деятельность Совета ООН по правам человека МИД России, отметивший, что на международных форумах права человека всё чаще «используются для одностороннего навязывания неолиберальных концепций, пропагандирующих асоциальный образ жизни и разрушающих человека как личность».

Ещё одним важным нововведением Концепции-2013 является действительно концептуальное определение существа сегодняшней ситуации в мире. Именно от верной формулировки такого понимания зависит и верное (или неверное) формулирование внешнеполитической стратегии России. Если Концепция-2008 просто говорила о «фундаментальных и динамичных изменениях», «кардинальной трансформации международных отношений», то Концепция-2013 года даёт этим изменениям качественную характеристику. Отмечено, что существо переходного периода, который переживают международные отношения, заключается в формировании полицентричной международной системы. В новой редакции Концепции говорится, что возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике продолжают сокращаться и происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции сопряжен с усилением глобальной конкуренции, что проявляется в нарастании нестабильности в международных отношениях. Можно даже гипотетически рассматривать вариант «пристёгивания» России в качестве ведомого к какому-либо другому ключевому игроку на международной арене. Независимость внешней политики России обусловлена её географическими размерами, уникальным геополитическим положением, многовековой исторической традицией, культурой и самосознанием нашего народа.

В классификации приоритетов внешней политики России также появились новые нотки. Если в Концепции-2008 в разделе «Формирование нового мироустройства» говорилось о том, что Россия «заинтересована» в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, то Концпция-2013 говорит о том, что Россия «проводит политику» на основании этих принципов, более того, добавлен ещё один принцип, ранее не упоминавшийся, – принцип невмешательства во внутренние дела. Это весьма важное заявление, учитывая, что в последнее время концепции, основанные на «законном» вмешательстве, продвигаются в качестве «формирующихся норм обычного международного права».

Конечно, новая редакция Концепции внешней политики России не решила всех, в том числе концептуальных, проблем. Среди таких проблем можно назвать, например, проблему внешнеполитических полномочий субъектов РФ. Регулирование их участия в международной жизни в Концепции-2013 не претерпело каких-либо изменений и полностью повторило соответствующие положения Концепции-2008. Однако сама проблема осталась. А ведь внешнеполитические полномочия регионов далеко не столь безобидны. Обычно среди таких полномочий говорят только о приграничной торговле или туризме. Однако это не совсем так: среди областей «периферийной» внешнеполитической деятельности сегодня можно видеть регулирование зарубежной миграции, привлечение иностранных инвестиций и многие другие вопросы, которые, по сути, должны принадлежать федеральному центру.

Имеется и ещё один важный концептуальный вопрос, связанный с зависимостью внешней политики от политики внутренней. При отсутствии концепции внутренней политики Концепция внешней политики неизбежно будет выглядеть не вполне определённой, а то и противоречивой. В связи с этим следует обратить внимание ещё на два важных аспекта новой внешнеполитической концепции.

Во-первых, в отсутствии официальной внутриполитической концепции именно в Концепции внешней политики появились важные направления политики внутренней. Так, если среди целей внешней политики России в Концепции-2008 эта политика была направлена на создание благоприятных внешних условий для «модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире», то Концепция-2013 года говорит о других целях, а именно об устойчивом и динамичном росте экономики России, ее технологической модернизации и переводе на инновационный путь развития, повышении уровня и качества жизни населения, укреплении правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека. С учётом того, что Концепция-2013 утверждена указом президента, отсюда могут быть сделаны важные, в том числе правовые, выводы.

Во-вторых, следует обратить внимание не только на зависимость внешней политики от внутренней, но и на их обратную связь, что выражается в том числе в возможности проведения определённой внутренней политики в зависимости от ситуации в мире. Похоже, что именно этот аспект взаимосвязи внутренней и внешней политики и стал основой принятия новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года.

В конце декабря 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года №173-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В.В.Путин утвердил обновлённую стратегию национальной безопасности страны. В новой стратегии национальной безопасности России чётко сформулированы стратегические цели от попыток военной силы против страны. Она призвана консолидировать усилие федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В новой стратегии национальной безопасности чётче обозначены цели защиты России от попыток использования военной силы против государства, особое внимание уделено вопросам мобилизационной готовности и гражданской обороны.

Россия проводит внешнюю политику исключающую новую гонку вооружения. Применение военной силы рассматривается исключительно как крайняя мера, использование которой возможно лишь после исчерпания политических, экономических, дипломатических и иных средств.

Стремление НАТО к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, развёртыванию новых видов вооружения, создание глобальной системы ПРО, в том числе, вокруг России размывает структуру глобальной безопасности, слова лидеров некоторых стран Запада о том, что НАТО – это оборонительный союз созданный для обеспечения безопасности в мире, лишь прикрывают агрессивную сущность альянса.

Сотрудничество США и европейскими государствами представляет большой интерес для России однако взаимодействие должно происходить на равных условиях. В новой редакции стратегии уточнены задачи в области сотрудничества Российской Федерацией с партнёрами ОДКБ, Евразийскому экономическому союзу, ШОС в Азиатском – Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Америке, Африке и Арктике.

Закрепление статуса Национальным приоритетом РФ является закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав. Новая редакция стратегии нацбезопасности РФ исключает закрытость от внешнего мира. В документе сказано: особое внимание в качестве национальных приоритетов уделяется укреплению обороны страны, обеспечению конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны, укреплению национального согласия, повышению качества жизни, развитию и сохранению культуры, усилению конкурентоспособности экономики и другим принципам государственной безопасности. В числе стратегических задач в документе упоминается достижение продовольственной безопасности за счет "достижения продовольственной независимости Российской Федерации". Кроме того, подразумевается ускоренное развитие АПК, повышение эффективности господдержки сельскохозяйственных производителей, недопущение бесконтрольного оборота продуктов с ГМО, а также подготовка высококвалифицированных специалистов для села. Документ предусматривает применение военной силы только в случае, если ненасильственные меры оказались неэффективными. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в случае, если все принятые меры ненасильственного характеры оказались неэффективными Стратегия национальной безопасности РФ "Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применению", - отмечается в Стратегии. На фоне дисбаланса в мировой экономике сохраняется высокий риск повторения финансово-экономических кризисов. "Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений", - подчеркивается в Стратегии. Документ предполагает укрепление финансовой системы, устойчивость курса рубля, снижение банковских ставок. Стратегия также подразумевает проведение государственной социально-экономической политики. "В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую: ... укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение банковских ставок...", - говорится в документе. Достижение продовольственной независимости Одним из национальных приоритетов РФ является достижение продовольственной независимости страны. В документе отмечается, что достижение продовольственной безопасности осуществляется за счет "достижения продовольственной независимости Российской Федерации". Кроме того, подразумевается ускоренное развитие АПК, повышение эффективности господдержки сельскохозяйственных производителей, недопущение бесконтрольного оборота продуктов с ГМО, а также подготовка высококвалифицированных специалистов для села. При этом введенные в отношении России санкции оказывают негативное влияние на экономическую безопасность страны. Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры Стратегия национальной безопасности РФ "Негативное воздействие на экономическую безопасность оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе будет оказывать также дефицит минерально- сырьевых, водных и биологических ресурсов", - говорится в документе. Среди других угроз в сфере экономической безопасности названы отставание в разработке перспективных технологий, незащищенность финансовой системы, несбалансированность бюджетной системы, офшоризация экономики, истощение сырьевой базы, сохранение высокой доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации, неравномерное развитие регионов. Эффективное управление ТЭК Повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом является необходимым условием обеспечения энергобезопасности РФ. "Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке...", - говорится в документе. Внешняя политика Развитие отношений со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией является ключевым направлением внешней политики РФ, говорится в тексте Стратегии. "Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия является для Российской Федерации одним их ключевых направлений внешней политики", - сказано в документе. В Стратегии подчеркнута важность развития отношений с Китаем, Индией, странами Латинской Америки и Африки отмечена. Отношения с КНР рассматриваются "как ключевой фактор поддержания глобальной и региональной стабильности". Также Россия отводит "важную роль привилегированному сотрудничеству с Индией". Отмечено, что РФ развивает политическое, торговое и военно-техническое сотрудничество со странами Латинской Америки, Африки и региональными объединениями этих государств. С ними поддерживаются также гуманитарные и образовательные контакты. Потенциал спецслужб Потенциал спецслужб все активнее используется в борьбе за международное влияние, говорится в Стратегии национальной безопасности страны. "В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб", - отмечается в документе. "Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем за транспортными артериями", - говорится в тексте стратегии. "Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, технологический и научный потенциалы", - сказано в документе. Партнерство с США Проведение РФ самостоятельной политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, говорится в указе. Дела идут лучше СШАи России, когда удается работать вместе "Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах", - говорится в документе. Тем не менее, РФ выступает за укрепление сотрудничества с ЕС и полноценное партнерство с США. "Российская Федерация выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейскими государствами, Европейским союзом, за гармонизацию интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе", - говорится в документе. "Российская Федерация заинтересована в выстраивании полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. Важнейшими направлениями такого партнерства остаются совершенствование предусмотренных международными договорами механизмов контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, решение вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, расширением сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, урегулированием региональных конфликтов", - отмечается в тексте Стратегии. При этом РФ готова к развитию отношений с НАТО при готовности альянса учитывать интересы России. "Российская Федерация готова к развитию отношения с НАТО на основе равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе", - сказано в документе. Как отмечено в стратегии, определяющим фактором в отношениях с НАТО остается "неприемлемость для РФ наращивания военной активности альянса и приближение его военной инфраструктуры к российским границам". Подчеркнуто, что РФ заинтересована в выстраивании полноценного партнерства с США "на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом". "Цветные революции" Инспирирование "цветных революций" - одна из основных угроз нацбезопасности РФ, говорится в документе. Отмечается, что в соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений. "В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением... В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений", - сказано в документе. Отмечается, что среди основных угроз государственной и общественной безопасности РФ - "деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно- экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей". США могут применить в отношении России технологию "цветных революций" Отмечается, что практика свержения легитимных политических режимов получает все более широкое распространение. "Практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые "горячие точки", расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств", - указывается в Стратегии нацбезопасности РФ. Раскол в украинском обществе Поддержка США и ЕС госпереворота на Украине привела к расколу в украинском обществе. "Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта", - говорится в документе, опубликованном сегодня на официальном интернет- портале правовой информации. Отмечается, что позиция Запада по противодействию интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. "Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России... превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России", - подчеркивается в тексте. Сеть военно-биологических лабораторий США На территории соседних с РФ государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США, говорится в "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". "На территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США", - сказано в документе. В нем подчеркивается, что в мире сохраняется риск распространения и использования химического оружия, "а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства". Подчеркивается, что также в сохраняется риск увеличения числа стран - обладателей ядерного оружия. В государствах с нестабильной внутриполитической ситуацией велика опасность попадания обычного вооружения в руки террористов, в критическом состоянии там находится "физическая сохранность опасных объектов и материалов", отмечается в стратегии. Блоковый подход Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию современным вызовам, говорится в указе президента РФ. "Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию всему спектру вызовов и угроз. Активизация миграционных потоков из стран Африки и Ближнего Востока в Европу показала несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и Европейского союза", - подчеркивается в документе. Ядерное сдерживание Предотвращение международных военных конфликтов осуществляется путем поддержания потенциала ядерного сдерживания России и а также готовности ее вооруженных сил, говорится в тексте "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Смотрите также МИД РФ: процесс сокращения ядерных вооружений пора переводить в многосторонний формат "Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применение", - сказано в документе. При этом Россия готова к дальнейшему обсуждению вопросов, связанных с сокращением ядерных потенциалов. "В целях сохранения стратегической стабильности Российская Федерация... готова к дальнейшему обсуждению вопросов сокращения ядерных потенциалов на основе двусторонних договоренностей и в многосторонних форматах", - отмечено в документе. Ранее секретарь СБ РФ Николай Патрушев сообщал, что в документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации, подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом. По словам Патрушева, в документе открыто заявлено, что к распространению терроризма, экстремизма, межрелигиозной и межэтнической вражды привела практика смены легитимных режимов с использованием методов "цветных революций" и "гибридных войн". "Появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя "Исламским государством", стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом, - подчеркнул секретарь Совбеза. - Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей".

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.