Здавалка
Главная | Обратная связь

Исследование цветоощущения по полихроматическим



Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Кафедра офтальмологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ

И СТОМАТОЛОГИЧЕКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕКИХ НАВЫКОВ ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Донецк – 2012 г.


УДК: 617.7(075.8)

ББК: 56.7

методические указания для студентов медицинских и стоматологического факультетов для освоения практических навыков по офтальмологии: методические указания / Павлюченко К.П. и др. – Донецк, 2012. – 21 с.

В соответствии с законом Украины «Про вищу освіту» одним из основных принципов государственной политики в отрасли высшего образования является интеграция системы высшего образования Украины в мировую систему при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы.

Программа действий относительно реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования и науки Украины утверждена приказом МОН Украины от 23.01.2004 г., № 49.

Методические указания составлены в соответствии с реализацией плана перехода обучения студентов медицинских и стоматологического факультетов по стандартам ECTS в учебных заведениях III-IV уровня аккредитации.

Методические указания рекомендованы в печать 22.03. 2012г. Ученым советом ДонНМУ, протокол заседания №3

Рецензенты:

1.Л.А. Сухина, д.мед.н., профессор, зав. кафедры офтальмологии ФИПО ДонНМУ им. М. Горького.

2. Р.В. Басий, координатор учебно-методического отдела, доцент кафедры анатомии человека ДонНМУ им. М. Горького.

 

 

Павлюченко К.П.

Зыков И.Г.

Олейник Т.В.

Могилевский С.Ю.

Иващенко С.Е.

Черняева С.Н.

Павлюченко А.К.

Коробова А .В.

ДонНМУ им. М. Горького

 

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания, предназначены для освоения практических навыков студентами 3 курса стоматологического и 4 курса медицинских факультетов в ходе занятий на модуле «Офтальмология». Цель изучения офтальмологии – конечные цели определяются на основе ОПП, подготовки врача по специальности. Причем речь идет не только о теоретических знаниях, но и умениях. Как, например: использовать этико-деонтологические принципы при обследовании и лечении пациентов; определять этиологические факторы развития глазных заболеваний; ставить предварительный диагноз и т.д. Также необходимо уметь проводить дифференциальный диагноз со сходными заболеваниями и определять тактику лечения больного. Кроме того, студенты должны освоить определенное количество практических навыков, что имеет особо важное значение для будущих врачей семейной медицины. Контроль освоения практических навыков и умений проводится на каждом занятии. Перечень навыков и умений соответствует необходимому, при сдаче 1-го этапа модульного контроля. Контроль проводится преподавателем в учебной комнате в присутствии студентов всей группы. Навыки демонстрируются студентами друг - на друге либо на тематических больных (после получения предварительного согласия пациентов). В учебной комнате имеется необходимое оборудование (таблицы Ландольта, оптотипы Поляка, набор для подбора очков, скиаскопические линейки, полихроматические таблицы Рабкина, настольная лампа, зеркальный офтальмоскоп, лупа 13D и 20D, щелевая лампа, тонометр Маклакова, 4-х точечный прибор, периметр Ферстера) и материалы (бинты, вата, схемы полей зрения, раствор Фурациллина, раствор Колларгола, раствор Тропикамида).

Создание данных методических указаний вызвано необходимостью повышения качества освоения практических навыков студентами, что является одним из важных разделов конечной цели преподавания дисциплины.

 

 

Содержание:

Исследование цветоощущения по полихроматическим таблицам

Е.Б. Рабкина…………………………………………….…………………..........7

Исследование остроты зрения по таблицам Ландольта и Поляка……………8

Исследование поля зрения на периметре Ферстера…………………………...9 Исследование поля зрения контрольным методом……………………………10 Определение характера зрения ………………………………………………...11 Осмотр при фокальном освещении ……………………………………………12 Осмотр в проходящем свете ……………………………………………………13 Исследование век ………………………………………………………………..14 Пальпаторная офтальмотонометрия …………………………………………...15 Исследование рефракции глаза субъективным и объективным методами...16

Измерение угла косоглазия по Гиршбергу ……………………………………17 Исследование слезопродукции …………………………………………………18 Исследование слезооттока…………………………..…………………………..18

Подбор очковой коррекции при аметропиях и пресбиопии………………….19

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Представленные практические навыки являются актуальными для будущего врача. Так, нарушения зрительных функций, которые выявляются в ходе их исследования, помогают в диагностике ряда внутренних болезней, знание причин патологии зрительных функций, в ряде случаев может помочь предупредить развитие заболевания. Умение обследовать орган зрения необходимо в диагностике заболеваний нервной системы, патологии лор-органов, печени, авитаминозов, ряда инфекционных болезней, паразитарных заболеваний.

Умение осматривать веки, необходимо в диагностике инфекционных, неврологических, паразитарных заболеваний. Исследование реакции зрачка на свет, определение подвижности глазных яблок очень важны при диагностике неврологических и нейрохирургических заболеваний.
Представление о такой методике, как офтальмоскопия необходимо врачам любого профиля для понимания картины глазного дна, описанной при консультации больных офтальмологом. Будущий врач семейной медицины должен не только уметь офтальмоскопировать, но и отличать патологию от нормы.
Очень важными являются навыки, необходимые для диагностики глаукомы, неотложных состояний в клинике глазных болезней и катаракты, в связи с их распространенностью и возможностью развития необратимой слепоты при этих болезнях, входящих в перечень дополнения «Неотложные состояния» ОКХ.
Травма органа зрения является одной из актуальных проблем офтальмологии в связи с ее распространенностью в промышленности, сельском хозяйстве, быту, среди взрослых и детей, и очень актуальна как неотложное состояние, требующее особого внимания.

Авторы надеются, что методические указания помогут студентам в освоении офтальмологических практических навыков и использовать их в будущей практической деятельности врача.

 

Цель (общая):

уметь выбирать из жалоб, данных анамнеза сведения, отражающие патологию органа зрения; составить индивидуальную схему диагностического поиска; провести необходимые исследования функций и состояние структур глаза и придатков; интерпретировать полученные результаты; поставить предварительный диагноз и провести дифференциальную диагностику со сходной патологией; определить тактику лечения больного.

 

 

Конкретные цели обучения:

уметь:

выбирать из жалоб, данных анамнеза сведения, отражающие нарушения зрительных функций. Выявить наиболее информативные признаки аномалий рефракции, аккомодации и косоглазия при объективном исследовании больного. Исследовать рефракцию глаза субъективным методом. Исследовать основные зрительные функции глаза. Составить индивидуальную схему диагностического поиска согласно диагностическому алгоритму, интерпретировать данные дополнительных и инструментальных методов исследований для определения характера поражения органа зрения, ведущих зрительных путей и центров коры головного мозга. Проводить осмотр окружающих орбиту частей лица, век и слезных органов. Выявлять патологические изменения. Определять уровень слезопродукции и функцию слезоотведения. Исследовать методом фокального освещения конъюнктиву, роговицу, переднюю камеру глаза, радужку. Исследовать методом проходящего света состояние хрусталика и стекловидного тела и интерпретировать полученные данные. Определять уровень внутриглазного давления пальпаторно. Измерять угол косоглазия и исследовать характер зрения. Выявлять наиболее информативные признаки патологии, полученные при объективном исследовании больного.

Поставить предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями и определить тактику лечения пациента.

 

Исследование цветоощущения по полихроматическим

таблицам Е.Б. Рабкина

В основе построения таблиц лежит принцип уравнения яркости и насыщенности. Каждая таблица состоит из кружков основного и дополнительного цветов. Из кружков основного цвета разной насыщенности и яркости составлена цифра или фигура, которая легко различима нормальным трихроматом и не видна пациентам c нарушениями цветовосприятия.

1. Исследуемый сидит спиной к источнику освещения (окну или лампам дневного света).

Уровень освещенности должен быть в пределах 500-1000 лк.

2. Таблицы предъявляют с расстояния I метра, на уровне глаз исследуемого, располагая их вертикально.

3. Длительность экспозиции каждого теста таблицы 3-5 секунд, но не более 10 секунд. Если исследуемый пользуется очками, то он должен рассматривать таблицы в очках.

4. Для выявления врожденной патологии исследование проводят бинокулярно; для выявления приобретенной патологии исследуют поочередно правый и левый глаз.

Оценку результатов исследования по полихроматическим таблицам Е.Б. Рабкина проводят в следующей последовательности.

1) Все таблицы (25) основной серии названы правильно - у исследуемого нормальная трихромазия.

2) Неправильно названы таблицы в количестве от I до 12 аномальная трихромазия.

Основной признак, позволяющий отличить аномальную трихромазию от дихромазии – правильное чтение одной или нескольких таблиц из группы: 3,7,8,9,11,12,13,16-19.

4) Для точного определения вида и степени цветоаномалии результаты исследования по каждому тесту регистрируют и согласуют с указаниями, имеющимися в приложении к таблицам Е.Б. Рабкина. Пациента направляют к офтальмологу.

 


Исследование остроты зрения по таблицам

Ландольта и Поляка

Оптотипы Ландольта

1. Пациент садится на расстоянии 5 метров от таблицы Ландольта. Исследование проводят попеременно: сначала правого (OD), зачем левого (OS) глаза. Второй глаз закрывают щитком (листом бумаги, ладонью).

2. Знаки таблицы предъявляют в течение 2-3 с. Следят за тем, чтобы указка не мешала пациенту определять направление разрезов в оптотипах.

3. Остроту зрения характеризуют знаки наименьшего размера, которые исследуемый различает. При чтении первых 7 строк ошибок быть не должно, начиная с 8-й строки, одной ошибкой в строке пренебрегают (острота зрения указана в каждом ряду справа от оптотипов).

Пример регистрации данных: Visus OD = 1,0; Visus OS = 0,6.

4. При остроте зрения менее 0,1 (исследуемый не видит с расстояния 5 метров 1-й строки таблицы) следует подвести его на расстояние (d), с которого он сможет назвать знаки 1-го ряда (нормальный глаз различает знаки этого ряда с 50 м; D = 50 м). Расчет по формуле Снеллена:

Visus = d / D,

где Visus (Vis, V) - острота зрения; d - расстояние, с которого исследуемый читает 1-й ряд;

D - расчетное расстояние, с которого детали знаков данного ряда видны под углом зрения в 1 минуту (оно указано в каждом ряду слева от оптотипов). Удобнее демонстрировать раздвинутые пальцы руки врача с разных расстояний, т.к. угловые размеры толщины пальцев примерно соответствуют размерам разрезов колец 1-го ряда. Больной должен правильно определить количество показываемых пальцев.

5. Если пациент различает пальцы с расстояния 50 см - Visus =0,01; при счете пальцев на более близком расстоянии - Visus = счет пальцев у лица. Это является минимальным форменным зрением.

6. Если исследуемый не может сосчитать пальцы, но видит движение руки у лица, то данные об остроте зрения записываются следующим образом: Visus OS = движению руки у лица.

7. Самой низкой остротой зрения является способность глаза отличать свет от темноты; это проверяется в затемненном помещении при освещении глаза ярким световым пучком. Если исследуемый видит свет, то острота зрения равна светоощущению (Visus OD = 1/∞, или perceptio lucis). Наводя на глаз пучок света с разных направлений (сверху, снизу, справа, слева), проверяют, как сохранилась способность отдельных участков сетчатки воспринимать свет. Правильные ответы указывают на правильную проекцию света (Visus OD = l/∞ proectio lucis certa). Если пациент не может определить локализацию источника света, хотя бы с 1-й стороны - Visus = l/∞ proectio lucis incerta. При отсутствии светоощущения - Visus = 0.

Оптотипы Поляка

используют при Visus менее 0,1. Они представляют собой кольца Ландольта либо параллельные полосы разных размеров, наклеенные на картон. Каждый оптотип имеет заранее рассчитанные расстояния до больного с соответствующим значением Visus. Острота зрения определяется с точностью до 0,01. Подобная точность необходима для определения динамики Visus у пациентов с низким зрением, для решения вопросов об установлении группы инвалидности по зрению и в случаях аггравации и симуляции.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.