Здавалка
Главная | Обратная связь

БЕСЕДА НА ТЕМУ: «КРАСОТА И ТРУД ВМЕСТЕ ИДУТ»



(Для учащихся 15 — 17 лет)

Задачи: познакомить учащихся с понятием «эстетика труда», показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека; вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов коммунистического труда; развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда.

Ход подготовки:

1. Пригласить рабочих завода, шефствующего над школой, специалистов народного хозяйства для выступления перед учащимися на такие, например, темы, как:

«Красота и романтика рабочих профессий», «Организация труда на эстетических началах», «Техническая эстетика, труд, человек».

2. Дать задания учащимся подготовить рассказ о профессиях своих родителей, включив в него ответы на следующие вопросы: что вы знаете о содержании и характере работы ваших родителей? В чем видите привлекательность, красоту их труда? Хотели бы вы приобрести профессию ваших родителей? (См.: Верб М. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности.

Л., 1981, с. 15 — 16; Иванов С., Красновский А. Техника, эстетика, труд. М., 1968; Сартаков С. Красота труда. М., 1961; Сорокин Н. Рассказ о рабочей гордости. М., 1962).

3. Предложить учащимся ответить на вопросы: какая профессия вас привлекает и почему? В чем вы видите красоту труда (токаря, слесаря, оператора машинного доения и др. )? В каких художественных полотнах и книгах отображена красота труда советских людей? Какие спектакли и кинофильмы на производственную тему вы смотрели в последнее время? Какие качества человека-труженика вы считаете наиболее привлекательными?

4. Оформить выставку книг на тему: «Эстетика труда и производства» (см.: Казаринова В. И. О красоте предметов. М., 1967; Лапин Ю. С. Культура производства и техническая эстетика. М., 1967; Минервин Г. В., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. М., 1975; Попов А. Н., Шимко В. Т. Польза, прочность, красота: Рассказы о строительной науке. М., 1979).

5. Подобрать репродукции картин и оформить выставку на тему: «Труд прежде и теперь» (например, «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Косцы» Г. Г. Мя-соедова, «Полесовщик» И. Н. Крамского, «На пашне» М. К. Клодта, «Прачки» А. Е. Архипова, «Кочегар» Н. А. Ярошенко, «На старом уральском заводе» Б. В. Иогансона, «Сенокос», «Колхозный праздник», «Жатва» А. А. Пластова, «Наша буровая», «Молодые зодчие» Ю. Ракши). Выбрать экскурсовода (из числа учащихся) и помочь ему подготовиться.

6. Написать плакаты:

«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду».

А. М. Горький.

«Труд облагораживает человека».

В. Г. Белинский.

7. Организовать экскурсию на предприятие (завод, фабрику и т. п. ) и обратить внимание учащихся на эстетику труда и производства. По результатам экскурсии оформить в классе стенды на темы: «Ими гордится завод», «Романтика обыкновенной профессии», «Герои труда живут рядом», «Эстетика на производстве».

 

План-конспект беседы:

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

Наше время отмечено преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре.

В чем состоит организация труда на эстетических началах? В чем красота и романтика рабочих профессий? Как красота помогает рациональной и высокопроизводительной организации труда, улучшению качества продукции? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей беседы.

2. Выступления гостей, людей различных профессий с рассказами о том, что помогает им работать творчески, добиваться высоких показателей в труде, в чем красота рабочих профессий.

3. Экскурсия по выставке на тему: «Труд прежде и теперь» (краткий обзор). Вопросы для обсуждения представленных здесь репродукций картин: каким был труд рабочих и крестьян в царской России? Какие чувства вызывают люди, изображенные художниками прошлого? Какими художественными средствами живописцы показывают тяжесть подневольного труда и в то же время его животворную силу? Как в произведениях советских художников отражаются приметы нового времени? Какие качества труда отражены особенно ярко? В чем художники видят красоту труда советского человека? (Рекомендуем также посмотреть диафильм «Красота труда». Автор Ю. Нехорошев. Студия «Диафильм», 1975).

4. Выступление ученика на тему: «Союз труда и красоты» по материалам, подготовленным во время экскурсии на предприятие (тезисы):

Уже в древнейших ремеслах, народном творчестве можно увидеть воплощение принципа красоты и пользы, важнейшего в дизайнерской деятельности. «Основоположниками искусства, - писал А. М. Горький, - были гончары кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».

 

Мы любим музыку, что за сердце взяла,

И творчество в труде, что стало повсеместным.

У счастья нашего есть два крыла:

Цвет роз и виноград, прекрасное с полезным.

М. Рыльский.

 

Художественное начало все стремительнее проникает в современную технику и производство. Радующие глаз формой, цветом, целесообразностью размеров, удобством использования станки, машины, инструменты, разнообразное оборудование заводских цехов - все это результат работы дизайнеров, специалистов по художественному конструированию изделий. «Я глядел на корабль на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив... Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства». Эти восторженные слова принадлежат первому в мире космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.

Техническая эстетика предъявляет определенные требования и к производственной среде: цвету (окраске помещений и оборудования), звуку (допустимому уровню шумов и применению музыки), вентиляции и т. п. Задача технической эстетики — создать наилучшие условия для здоровья, работоспособности и хорошего настроения рабочих». (Демонстрируются фотографии эстетически выразительных интерьеров заводских помещении, уголков для отдыха и т. п.

5. Выступления учащихся с рассказами о профессиях своих родителей.

План дальнейшей работы:

1. Организовать «Клуб интересных встреч». Пригласить выпускников школы, выбравших рабочие профессии; учащихся профессионально-технических училищ.

2. Подготовить читательскую конференцию: «Тема труда в литературе».

3. Провести беседы на темы: «Свой след оставить на земле», «От увлечения к будущей профессии».

 

Литература:

1. Ковалева Л. Н. Преподавание темы «Эстетика труда и производства» в профессионально-технических училищах: Обмен опытом работы. М.: Высшая школа, 1974. 64 с.

2. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в худож. воспитании детей. М.: Просвещение, 1983. 158 с., ил.

3. Неверов В. В. Союз труда и красоты: О трудовом, нравственном и эстетическом воспитании в сельской школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1979. 152 с., ил.

4. Новикова Л. И. Искусство и труд: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1974. 176 с.

 

Классный час "Ты и твоя будущая профессия"

 

Цель: дать учащимся представления о профессиях, посодействовать выявить возможности к определённому виду деятельности.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, поэтому что труд это отец наслаждения»

(Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

сообразил, что хлеб добывается лишь в поте лица, тот способен к подвигу,

поэтому что в подходящий день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

для этого» (Жюль Верн)

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тыщ профессий. Как отыскать посреди их свою? Сколько из их мы себе более либо менее представляем? На что ориентироваться? На вопросец: «Кем ты хочешь стать опосля школы?» -старшеклассники не постоянно могут ответить. А меж тем неувязка выбора профессии совсем серьёзна. В особенности сейчас, когда наше общество вступило в рыночные дела. От человека всё в большей степени требуются высочайший профессионализм, готовность скоро адаптироваться к новым явлениям публичной и экономической жизни. Резко растет интенсивность труда, требующая завышенной выносливости. Что все-таки необходимо для тог чтоб сделать собственный проф выбор? Чтоб выбрать своё дело не способом «тыка», а уместно, необходимо для начала разобраться в собственных собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об главных типах проф деятельности человека. Во почти всех станах пробовали и пробуют создать классификацию профессий. В нашей стране принято воспользоваться классификацией доктора Е.А. Климова. Его классификация разделяет все профессии на 5 главных типов:

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и действиями живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для их характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для спеца предметом труда является иной человек, а характерной чертой деятельности - необходимость действия на остальных людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и торговец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип проф деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы различает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это лишь общие требования. Нужно взвесить и оценить свои возможности, держать в голове, что с возрастом возможности к обучению снижаются. Если автоматизм управления каром у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Однако не считая возможностей нужно учесть и свои интересы. Идеальное совпадение возможностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради средств, кто-то по привычке, кто-то просто поэтому, что когда-то не совсем серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сейчас попытаемся честно оценить свои возможности, желания и способности при выборе будущей профессии. Прежде всего нужно считаться с физическими возможностями. По данным социологов, практически единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Другие просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии частенько имеет место фактор престижности. Однако оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, так как престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как понятно, совсем не неизменное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое принципиальное в будущем, что вы считаете совсем нужным для себя: размеренную, спокойную работу либо неизменные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество либо выполнение верно определённых обязанностей. Однако не нужно понимать так, что творчество - отлично, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои индивидуальности. Принципиально определиться в главном, т.е. понять, какие из высококачественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Проанализируй профессию, которую, может быть, вы уже избрали либо лишь склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросцев честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а позже посмотрите на их со стороны, как как будто вас уверяет кто-то иной. Отнеситесь к тексту критически, вправду ли выбор обоснован. Видны ли в нём познания профессии, оценка собственных способностей? Попытайтесь покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь чувствам, при решении таковых принципиальных задач они бывают неподходящими ассистентами. Если вы ответите серьёзно на вопросцы, я думаю, это поможет вам в проф выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный либо ручной в ней употребляется?

3. Назовите объект труда, конечный итог работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату профессионалов данной профессии.

6. Подразумевает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Есть ли к данной профессии мед противопоказания?

8. Какими личными свойствами должен обладать представитель данной профессии?

9. Где можно ее получить?

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные свойства профессии, стать на минуту оптимистом, другому - все отрицательные свойства профессии, отнестись к данной профессии довольно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь посодействовать им. Итак, например, совсем популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, как реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

работа имеет большущее публичное значение;

высочайшая зарплата;

встреча с увлекательными людьми;

командировки, дающие возможность многое узреть;

внедрение современной техники.

Скептик:

трудности, связанные с устройством на работу;

нередкие командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности получения образования (к примеру, наличие печатных работ);

крупная ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день; k

неизменное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как как будто незначительно прояснили ситуацию. Сейчас давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на последующие вопросцы:

1. Новогодняя ночь для тебя - наилучшее время, чтоб: а) выспаться;

б) поглядеть телек совместно с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.
Линия выстойки
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки либо лыжи;

в) турпутевку либо билет на увлекательное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй либо друзьями;

в) с незнакомой группой, чтоб была возможность обрести новейших друзей.

4. Если б ты оказался в одиночестве на полуострове либо в лесу, то:

а) ощутил бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода либо каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, ужас.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, грезить;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём либо вязанием, ходить в походы, говорить по телефону, глядеть телек;

в) заниматься спортом, танцами, играться в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, беря во внимание, что ответы на вопросец с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - рекомендуем поразмыслить о профессии, где вам не придётся общаться с огромным числом людей (торговец, учитель, журналист и психолог в данном случае не совсем подходят). Зато исследовательская деятельность либо работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике либо на своей ферме, специальность программера, слесаря либо токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ полностью будут применимы для вас, так как ваши ответы демонстрируют, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы почаще ставили галочки около буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно подфартило. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые отлично ощущают себя в хоть какой компании. Вы не боитесь новейших знакомств и тихо обходитесь без общения долгое время. Выбор профессии тут фактически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, опять задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, просто вступающему в контакт, отрешаться от способности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, торговца, дилера, учителя, брокера либо тренера? В вас большой потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесновато в малеханькой лаборатории либо у конвейера, охотничьем хозяйстве либо мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, может быть, грезил о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отрешаться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - обучаться пристально случать и быть сдержаннее. И вообщем, людям хоть какой профессии нужно работать над собой постоянно, и тогда неважно какая мечта станет реальностью.

  • Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"
  • Родительское собрание "Правила поведения дома, в школе и других общественных местах" сценарий родительского собрания
  • Родительское собрание "Как уберечь ребенка от наркотиков" сценарий родительского собрания
  • Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки" родительское собрание в 9-м классе
  • Родительское собрание "Поговорим о дружбе." родительское собрание в 9-м классе
  • Родительское собрание "Курение и статистика." родительское собрание в 9-м классе
  • Родительское собрание "Склонности и интересы подростков в выборе профессии." родительское собрание в 9-м классе
  • Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам." родительское собрание в 9-м классе
  • Родительское собрание "Профилактика подросткового табакокурения"
  • Законы для родителей, воспитывающих детей
  • Памятка "Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями"
  • Анкета "Изучение отношения родителей к школе"
  • Анкеты для изучения отношений между педагогами и родителями
  • Памятка для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице"
  • Памятка для родителей "Если ваш ребенок начал курить"

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.