Здавалка
Главная | Обратная связь

Методологическая основа педагогики



Любое научное исследование опирается на определенную совокупность теорий, положений, концепций, составляющих его основу. Исследований, ни на что не опирающихся, не существует.

Объективной основой для разработки педагогических идей является философия. Именно она определяет общий подход, направленность, указывает метод познания педагогических явлений, а потому называется методологической основой педагогики. Методология — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» (Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 365). В педагогике, как и в других науках, методология — организующее начало исследований.

Каждый педагог «пристает» к одному из направлений философии. Принятие одних и отрицание других идей принципиально определяет главное направление его поисков. Если он материалист, то толкование педагогических явлений и событий будет, естественно, только материалистическим. Экзистенциалист, неотомист, бихевиорист придадут своим поискам, гипотезам и выводам лишь такую направленность, которая соответствует положениям их философии.

Педагоги нуждаются в объективном методологическом подходе. Относительно главного направления особых разногласий нет. Философы всех направлений признают таковым системно-структурный (структурно-системный) подход. Во всем мире он признан универсальным направлением научного анализа.

4.

Основные педагогические категории- это основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.
Воспитание Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности (в трактовке И. П. Подласого). Это целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности (в трактовке М. И. Рожкова). В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество. В узком социальном смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школы, семьи, учреждений дополнительного образования и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом значении - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом значении - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Понятие ``воспитание'' часто используется для обозначениясоставных частей целостного воспитательного процесса, например, ``физическое воспитание'' и пр.
Обучение Это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества (в трактовке П. И. Пидкасистого).
Образование В буквальном смысле слова образование - формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности - системность знаний и мышления, то есть способность человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Развитие Это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту),индивидуальном (индивидуальные особенности развития) иличностном (возникновение личностных качеств). Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами развития личности (физическое, психическое, социальное и др.).
Формирование Это процесс и результат развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания.
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека, а обучениеспособствует образованию человека как полноценной личности.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.