Здавалка
Главная | Обратная связь

Игры и их классификация



Ключевые слова:русские народные игры, классификация, воспитание национального самосознания, историческое наследие.

Народные игры – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках – расстояние до города от кона или полукона, в лапте – количество игроков, длина и ширина площадки, в салках – условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в “Лапте” – размеры биты, мяча, в “Жмурках” – размеры повязки, в “Чижике” – размеры чижика, биты или кона и т.д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в рекомендованной нами программе по физической культуре для 1 – 4-х классов с включением в нее русских народных игр.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

8. По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).

Подвижные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: “Гуси-лебеди”, “Волк во рву” , “Волк и овцы” , “Вороны и воробьи”, “Змейка” , “Зайцы в огороде” , “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки” , “У медведя во бору”, “Коршун и наседка” , “Стадо” , ” Хромая лиса” , “Филин и пташки”. “Лягушата”, “Медведь и медовый пряник”, “Зайки и ежи” , “Ящерица”, “Хромой цыпленок”, “Оса” и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – “Быт русского народа”, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Встречный бой”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”, “Продаем горшки”, “Защита укрепления”, “Захват флага”, “Шишки, желуди, орехи”, а также различные их варианты.

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: “Единоборство” (в различных положениях, с различным инвентарем), “Тяни в круг”, “Бой петухов”, “Достань камешек”, “Перетяни за черту”, “Тяни за булавы”, “Борящаяся цепь”, “Цепи кованы”, “Перетягивание каната”, “Перетягивание прыжками”, “Вытолкни за круг”. “Защита укрепления”, “Сильный бросок”, “Каждый против каждого”, “Бои на бревне” и их различные варианты

 

 

Тематический план

№ п/п Тема Количество часов
1. Игры с бегом (общеразвивающие игры).
2. Игры с мячом.
3. Игра с прыжками (скакалки).
4. Игры на развитие психических процессов.
5. Зимние забавы.
6. Эстафеты.
7. Народные игры
8. Спортивные игры
  Итого:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Название темы Характеристика деятельности учащихся Плановые сроки Скорректированные сроки прохождения
Игры с бегом (общеразвивающие игры) ( 10 часов)
1. Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Совушка». Знать правила безопасного поведения при проведении игр с бегом. Уметь пользоваться техникой бега с ускорением, техникой равномерного бега.    
2. Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Вороны и воробьи»    
3. Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам».    
4. Комплекс ОРУ в движении. Игра «День и ночь».    
5. Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров»    
6. Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Пустое место».    
7. Упражнения с предметами. Игра «Невод».    
8. Упражнения с предметами. Игра «Колесо»    
9. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьи-попрыгунчики».    
10. Комплекс ОРУ в движении. Игра «Челнок». Игра «Карусель»    
Игры с мячом (10 часов)
11. Совершенствование координации движений. Игра « Передал – садись». Правила безопасного поведения при с играх мячом. Совершенствование координации движений.    
12. Совершенствование координации движений. Игра «Свечи».    
13. Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча Игра «Охотники и утки».    
14. Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча Игра «Сбей мяч»    
15. Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Рак пятится назад».    
16. Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Скорый поезд    
17. Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля мяча. Игра «Не упусти мяч».    
18. Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля мяча. Игра «Не упусти мяч».    
19. Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий».    
20. Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий».    
Игра с прыжками (скакалки) (7 часов)
21. Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Знать правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой    
22. Комплекс ОРУ. Игра «Воробушки».    
23. Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра «Воробушки»    
24. Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Удочка»    
25. Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Кто выше»    
26. Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку».    
27. Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Прыжки с поворотом»    
Игры на развитие психических процессов(7 часов)
28. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка». Знать правила по технике безопасности при проведении игр. Уметь выполнять гимнастические построения, размыкания, фигурную маршировку.    
29. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Карлики и великаны».    
30. Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Стрекозы».    
31. Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Чемпионы скакалки».    
32. Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Стрекозы». Игра «Чемпионы скакалки».    
33. Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу».    
34. Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Лабиринт».    
Зимние забавы (8часов)
35. Инструктаж по технике безопасности. Игра «Лепим снежную бабу» Знать значение закаливания и его влияние на организм. Знать правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Соблюдать инструктаж по технике безопасности.    
36. Инструктаж по технике безопасности. Игра «Лепим сказочных героев».    
37. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Игра «Санные поезда».    
38. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Игра «Санные поезда».    
39. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Игра «На одной лыже».    
40. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Игра «На одной лыже».    
41. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Игра «Езда на перекладных»    
42. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Игра «Езда на перекладных»    
Эстафеты (8 часов)
43. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Эстафета «Рак пятится назад»   Знать правила безопасного поведения при проведении эстафет. Уметь делиться на команды. Соблюдать правила поведения в команде.    
44. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Эстафета «Скорый поезд».    
45. Способы деления на команды. Эстафета «Бег по кочкам»    
46. Способы деления на команды. Эстафета «Бег сороконожек».    
47. Способы деления на команды. Считалки. Эстафета «Чемпионы скакалки»    
48. Способы деления на команды. Считалки. Эстафета «Вьюны».    
49. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Способы деления на команды. Эстафета «Стрекозы»    
50. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Способы деления на команды. Эстафета «На новое место».    
Народные игры (6 часов)
51. История изучения и организации игр. Разучивание народных игр. Игра «Бегунок» Знать историю изучения и организации игр, знаменитых собирателей и организаторов игр, игровую терминологию.    
52. История изучения и организации игр. Разучивание народных игр. Игра «Веревочка»    
53. Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра «Котел»    
54. Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра «Котел»    
55. Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра “Дедушка – сапожник”.    
56. Игровая терминология. Разучивание народных игр. Игра “Дедушка – сапожник”.    
Спортивные игры (12 часов)
57. Правила безопасного поведения на спортивной площадке во время проведения игры. Футбол. Отработка игровых приёмов. Знать правила безопасного поведения на спортивной площадке во время проведения игры. Знать игровые правила.    
58. Правила безопасного поведения на спортивной площадке во время проведения игры. Футбол. Отработка игровых приёмов    
59. Правила безопасного поведения на спортивной площадке во время проведения игры. Футбол. Отработка игровых приёмов    
60. Игровые правила. Баскетбол. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.    
61. Игровые правила. Баскетбол. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.    
62. Игровые правила. Баскетбол. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.    
63. Игровые правила. Баскетбол. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.    
64. Волейбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски через сетку.    
65. Волейбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски через сетку    
66. Волейбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски через сетку    
67. Волейбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски через сетку.    
68. Праздник «Игромания»    

Планируемые результаты освоения программы

 

Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

­ характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

­ находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;

­ общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

­ обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;

­ организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;

­ планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;

­ управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

­ технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.

­ умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

­ умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

­ умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:

­ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

­ проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

­ проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

­ оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

­ планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

­ излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

­ представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

­ оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

­ организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

­ бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;

­ организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;

­ характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;

­ взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

­ в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

­ подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;

­ применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов

Первый уровень результатов – это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно ставится гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.