Здавалка
Главная | Обратная связь

Джеймс Брейд выдающийся хирург шотландского происхождения назвал магнетический транс гипнозом. Дж. Брэйда называют отцом гипнотизма, потому что этот термин употребляют до сих пор.

Кафедра социологии и управления

РЕФЕРАТ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ТРЕНИНГУ

На тему:«Теория гипнотизма Дж. Брэйда»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

группы 1бУП1

Генералова Анастасия Дмитриевна

Проверила: ст. преподаватель

Дворянинова И.С.

 

Москва

Содержание

Введение ………………………………………………………………...3

1. Как Дж. Брэйд начал заниматься гипнозом…… …………………..4

2. Дж.Брэйд определил состояние гипноза............................................8

3. Лечение гипнозом………………………………………...................12

Заключение……………………………………………………..………13

Список литературы.................................................................................14

 

 

Введение.

Джеймс Брейд выдающийся хирург шотландского происхождения назвал магнетический транс гипнозом. Дж. Брэйда называют отцом гипнотизма, потому что этот термин употребляют до сих пор.

Он считал гипноз «особым типом сна» или «нервическим сном». Дж. Брэйд много экспериментировал и установил, что трансовое состояние (гипноз) вызывается, по его мнению, внушением, а измененное состояние мозга возникает из-за изменения состава крови при изменении ритма дыхания и сердца. Брэйд использовал транс при лечении различных заболеваний, в том числе и в хирургии. Основным моментом в методе Брэйда было воздействие словом, пассы, поглаживания и давление на кожу, вызывание у пациента чувства покоя, концентрации внимания на мышечной релаксации в удобной для сна позе.

Брэйд установил, что одним из самых гипногенных факторов является утомление зрения, через фиксацию взгляда, что в свою очередь, вызывает общее торможение психики пациента. К этому способу прибегали впоследствии многие гипнотизеры. Брэйд выдвинул психонейрофизиологическую теорию, что физико-психическая стимуляция сетчатки, воздействуя на нервную систему, вызывает нервный сон, который Брэйд и назвал гипнотизмом. Брэйд считал, что открытое им состояние является по своей природе психофизиологическим процессом.

 

Брэйд стал свидетелем сеансов гипноза, которые показывал в 1841 году в Манчестере швейцарский гипнотизер Лафонтен. Эти опыты показались Брэйду шарлатанством, и он ре­шил детально ознакомиться с ними, чтобы разобла­чить Лафонтена.

«Относясь вполне скептически ко всему, что касалось мнимых претензий животного магнетизма, или месмеризма, — говорит Брэйд, — я начал, однако, делать изыскания по этому вопросу, желая найти источник ошибок в некоторых явлениях, обнаруженных на сеансах Лафонтена. Результатом этого было несколько открытий, которые, по моему мнению, бросали на известное явление совершенно новый свет, делавший их крайне интересными как с научной, так и практической точки зрения».

Джеймс Брэйд на сеансах Лафонтена обратил особое внимание на одно явление: пациент не может поднять свои веки. Констатируя реальность этого явления, он счел его странным и решил отыскать естественно-научное объяснение. В некорректности месмеровской теории, считающей это явление результатом действия магнетического флюида, он был убежден. «Продолжительная фиксация глаз, — писал он, — парализуя глазные и зависящие от них нервные центры и нарушая равновесие нервной системы, производит занимающие нас явления. Я прежде всего хотел доказать, что невозможность пациента открыть свои веки зависит от паралича поднимающих веки мускулов, вследствие непрерывной их деятельности во время продолжительной фиксации глаз на каком-либо предмете. Этот паралич физически мешает ему открыть глаза»

В качестве подопытных выступали жена Брэйда, его друг Уокер и его слуга. Каково же было удивление Брэйда, когда ему удалось вызвать у всех троих состояние гипноза, для чего он держал на высоте носа перед глазами своих подопытных блестящую ручку ланцета. Брэйд выбрал такой ме­тод, поскольку ему как глазному врачу было изве­стно, что длительная фиксация зрения на блестящем предмете вызывает усталость. Брэйд пришел к зак­лючению, что гипнотическое действие проистекает не из магнетической силы поглаживающей больного руки гипнотизера, а за счет того, что сам испыту­емый вызывает в себе яркие образы.

Брэйд считал, что гипнотизм является следствием процессов, происходящих в мозгу пациента, а не в результате действия внешней силы (флюида), о которой говорили гипнотизеры. Брэйд установил, что в гипнозе резко изменяется чувствительность пациента, его способность к сопереживанию, а воображение пациента приобретает новое качество, следствием которого является способность воспринимать и усваивать внушение врача как

актуальную реальность. Брэйд утверждал, что гипнотизер подобен механику, который как бы приводит в действие силы в самом организме пациента. По Брэйду, систематическая амнезия сеанса является обязательной частью гипноза.

Причину этого паралича он приписал мозговой усталости, которая вызывается продолжительной фиксацией глаз. Заинтересовавшись этим параличом и желая проверить свою теорию, с 23 ноября (через 10 дней после встречи с Лафонтеном) он начинает производить опыты, пригласив специально в свидетели капитана Броуна и нескольких других близких друзей. Начал он со своей семьи, жены, затем добрался до ближайших родственников. Все его испытуемые, пристально глядя на горлышко бутылки или какой-нибудь другой предмет, помещенный несколько выше уровня их глаз, по прошествии нескольких минут погружались в глубокий сон.

Вот как Брэйд рассказывает о своих экспериментах: «Усадив сэра Вильяма Волькера, я попросил его фиксировать свой взгляд на ланцете, чтобы произвести утомление глаз и век. Через три минуты у него закрылись веки, по щекам потекли обильные слезы, голова склонилась, лицо слегка скривилось, он испустил вздох и тотчас впал в глубокий сон. Дыхание сделалось медленным, глубоким, шумящим; правая рука с кистью подергивалась небольшими конвульсивными движениями».

В скобках заметим, что гипноз может проявляться не только в форме описанного выше состояния, но и в других формах. Он может проявляться в большом диапазоне: от простой сонливости до полного прекращения произвольных функций и затем до сомнамбулизма, полного «бессознательного» состояния с последующей амнезией. Развитие той или иной формы, возможно, зависит от особенностей нервной системы гипнотизируемого, ее организации. Однако доказательства этого предположения получены не были. В дальнейшем такого рода искусственно вызванное состояние Брэйд назовет гипнотизмом, а употребляемый способ для провокации, или, говоря научным языком, индукции, этого состояния — гипнотизацией.

Однажды с этим Волькером, к слову, другом Брэйда, произошла чудесная история, которую впоследствии в качестве примера возможных осложнений приводили многие авторы. Желая загипнотизировать кого-то, Волькер стал возле него и поднял на высоту его лба свой палец. Буквально через несколько минут вошедший в комнату Брэйд застал гипнотизируемого джентльмена бодрствующим и пристально глядящим на палец гипнотизера, а Волькера — глубоко загипнотизированным. Было замечено, что лица, легко впадающие в

состояние гипноза, любят гипнотизировать других. Но случается, как мы видели, что при этом усыпляют сами себя.

При гипнотизации Волькера присутствовала жена Брэйда. «Я предложил ей, — говорит Брэйд, — самой подвергнуться опыту, и она охотно согласилась. Я усадил ее и попросил фиксировать взор на орнаменте фарфоровой сахарницы, которая находилась приблизительно под тем же утлом, что и ланцет в предыдущем опыте. За две минуты выражение лица изменилось; еще через минуту веки судорожно закрылись, рот перекосился, она издавала глубокие вздохи, ее грудь вздымалась, и она откинулась назад. Очевидно, с ней произошел истерический припадок. На этом я разбудил ее…»

Видимо, в ту пору Брэйд был еще недостаточно опытен. Он испугался отклонения транса. На самом деле это была безобидная ситуация. У женщин с истерическими чертами такое бывает, но быстро проходит, не оставляя никакого следа.

«Если путем напряженного внимания, без всякого действия со стороны животного магнетизма, возникает некоторое состояние, похожее на месмерическое, то какую же роль играет здесь флюид?» — задавался вопросом Брэйд. На основании проведенных опытов он приходит к выводу о бесполезности месмерических пассов и предлагает новый метод индукции — фиксацию взгляда на блестящем предмете, которым часто служила разноцветная кнопка, помещаемая между глазами и лбом пациента. Надо сказать, что эту же технику использовал иногда и Месмер, но он не считал ее индуктивным методом.

Главным при использовании животного магнетизма считалось присутствие магнетизера; начиная с Брэйда, это казалось излишним, достаточно одного упорного фиксирования взгляда на чем-либо. Через сто лет разгорелись дискуссии на тему, возможно ли вызвать подлинное гипнотическое состояние без отношений с гипнотизером. Особенно бурно они проходили между канадскими психоаналитиками Л. Ш. Кьюби и С. Дж. Марголиным, с одной стороны, и психоаналитиками из США Мертон Гилл и Маргарет Бренман — с другой.

В соответствии со своей фантастической теорией Брэйд стал вызывать магнетический сон с помощью концентрации внимания на каком-нибудь блестящем предмете, находящемся так близко от глаз, что смотрящий с большим усилием сохранял зрительные оси. Он употреблял для этой процедуры серебряную ручку своего ланцета, которую держал несколько выше глаз, то приближая, то удаляя по мере надобности так, что ослаблялось

сведение осей. Наконец он устанавливает, что между состоянием, вызываемым месмерическими пассами, и его приемом различий нет. Это означало, что не флюид вызывает магнетический сон.

Между прочим, уже Парацельс сообщал, что в одном картезианском монастыре монахи, лечившие больных, отвлекали их внимание блестящими предметами. К тому же в животном царстве уже давно был известен завлекающий и вызывающий оцепенение взгляд змеи, и мифологический символ Медузы означает пленение воли силой внушения. Тем не менее это насильственное пленение внимания еще не применялось методически никогда, даже Месмером, который иногда его бессознательно практиковал путем поглаживания пациента и фиксации его глаз. Месмеру нередко бросалось в глаза, что у некоторых пациентов под влиянием его взора или поглаживания тяжелели веки и они начинали зевать, становились вялыми, ресницы их нервно вздрагивали и медленно смыкались. Но так как он ждал криза, то упорно не обращал на это внимания. «Загипнотизированный» идеей своего мирового флюида, Месмер глядел только в одну точку, и то, что он посеял, пожинать предстояло Брэйду.

 

Неизвестно, сколько времени Брэйд раздумывал над тем, как назвать состояние Волькера. 4 июня 1842 года он впервые определил его греческим словом hypnos. Это название имело для него следующий смысл: нервное состояние, вызванное искусственным способом. Мы уже говорили, что это название крайне неудачное, так как обыденное сознание воспринимает явление через семантику слова «сон». Это приводит к тому, что замаскировывается сущность данного неординарного явления, суть которого не в сноподобном состоянии, вызванном утомлением глаз, а в измененном сознании, искусственно вызванном внушением, отличающемся от известных состояний мозга чрезвычайной восприимчивостью к словам оператора и нечувствительностью ко всем другим факторам среды.

Как мы уже знаем, Брэйд не первый увидел гипноз, но именно с его легкой руки он впервые вошел в сознание под этим именем. Кроме нового названия, которое он дал животному магнетизму, приоритет Брэйда и в том, что в 1843 году он заложил теорию гипнотизма. В этой теории он отбросил метафизическую идею месмеровского флюида и выдвинул «психонейрофизиологическую» концепцию, основанную на физическом, или, как сегодня говорят, сенсомоторном (телесном), воздействии гипнотизера (через сетчатку глаз) на нервную систему пациента. Иначе говоря, гипноз, или «нервный сон», вызывается физическим методом. «Гипнотизер подобен механику, — говорит Брэйд, — который приводит в действие силы в самом организме пациента». Терапевтическое действие гипноза он припишет изменившемуся состоянию кровообращения. Так, он считал, что «научно» опровергает учение животного магнетизма, которое проповедовало «личное» влияние магнетизера на пациента.

К сожалению, Брэйд не понял главного: не благодаря «концентрации внимания на блестящем предмете и наступившей от нее усталости» возникает гипноз. Решающую роль приобретает связь между гипнотизером и гипнотизируемым. В результате этой связи изменяется сознание или, скажем иначе, она делает пациента внушаемым, что в конечном счете позволяет влиять на его поведение.

Вслед за другими магнетизерами Брэйд наблюдал, что в гипнозе иногда коченеет тело: мышцы становятся ригидными. Этот феномен он также трактует фантастически, говоря: «Каталепсия тела вызывает ускорение пульса, который становится коротким и быстрым. В гипнозе усилие больше, чем в нормальном состоянии. Если расслабить в гипнозе мышцы, то пульс быстро замедлится до цифры, на которой он держался до опыта, и даже ниже. Для того чтобы уменьшить силу кровообращения в частях тела и ослабить их

чувствительность, следует привести в действие мускулы этого члена, оставляя другие мускулы расслабленными. Если же надо увеличить силу и чувствительность в члене, следует его поддерживать в расслабленном виде, а другие члены привести в каталепсию. Если надо вызвать общее угнетенное состояние, то, держа в течение короткого времени один или два члена вытянутыми, их осторожно привести в нормальное положение, а все тело оставить в покое. Для получения общего возбуждения надо все члены ввести в каталепсию, вследствие чего получается затруднение свободного перехода крови к конечностям. Это, в свою очередь, влечет за собою усиление сердечной деятельности, прилив крови к мозгу и возбуждение нервных центров. Со всем тем мне кажется ясным, что успех по большей части зависит от влияния, оказываемого изменением в мозговом кровообращении в результате нарушения равновесия в биении сердца и дыхания. Но замечательно, что ток воздуха, направленный в лицо или уши, уничтожал каталепсию и анестезию и возвращал пациенту сознание и волю: появлялось состояние чрезмерной чувствительности всех органов чувств, и если ток воздуха постоянно возобновлялся с помощью рта или как-нибудь иначе, то пациент просыпался сразу» .

С тех пор как Брэйд предложил свою теорию, приемы погружения в гипноз стали применять двоякого рода: одни — механические, другие — основанные на внушении. Примечательно, что сам Брэйд те и другие воздействия проницательно называл внушением. И он был прав, потому что любой способ провоцирования гипнотического сна, например френогипнотизм, о котором речь впереди, только с виду чисто механический, в основе же его лежит внушение. Однако Брэйд не вскрыл всей значимости для гипноза внушения и продолжал приписывать важную роль непрерывному раздражению чувств (фиксации зрения). К тому же он допускал существование животного магнетизма наряду с гипнозом, верил в его непосредственное воздействие на периферическую нервную систему и остался на позиции, выразителем которой вскоре явится так называемая соматическая школа Шарко.

Брэйд трактует гипноз как некий механистический процесс, тогда как за ним скрыты мотивации, потребности, вера и бессознательные аффективные элементы, и дает ему нейрофизиологическое обоснование. В теории Брэйда отсутствует психология отношений между врачом и пациентом, они оказываются ничем не связанными между собой. А без этого взаимодействия гипноз возникнуть не может, без этих отношений он представляется чем-то мистическим. Сначала психология, то есть желание (установка) и доверие пациента к гипнотизеру, и затем уже возможна индукция гипноза.

 

По поводу теории Брэйда И. Бернгейм говорит: «Кажется странным, что, после того как было установлено, что источником всех гипнотических явлений было воображение, что все эти явления психические, Брэйд и не думает их привлекать для объяснения гипноза. Являясь инициатором учения о внушении, Брэйд забыл свою главную идею. Он продолжал подобно тому, как делали все его предшественники, как многие из его преемников еще и теперь делают, производить внушение, не сознавая этого». Далее Бернгейм продолжает: «Магнетическая медицина всецело есть не что иное, как медицина воображения, воображение при посредстве гипнотического состояния вводится в такое состояние, что оно не может освободиться от внушения» .

Если вначале Брэйд считал, что «физико-психическая» стимуляция сетчатки воздействует на нервную систему и вызывает «нервный сон», который он назвал гипнотизмом, то позднее он признает, что это же можно вызвать в результате словесного внушения. Позже он добавил: «Описываемые феномены являются по своей природе как психологическими, так и физиологическими» . Провидческое по своей сути высказывание Брэйда осталось на длительный период без внимания. Сделав это революционное заявление, он, тем не менее, остался на своей позиции: «Утомление зрения вызывает гипнотический сон».

Итак, если одна часть теории ясно была описана Брэндом, а именно: гипноз обязан своим существованием внушению, — то другая часть теории, которая терапевтическое действие гипноза приписывает, например, измененному состоянию кровообращения и т. п., вызываемому специальными манипуляциями, имеет путаный характер. Проще говоря, у Брэйда одна часть теории находится в противоречии с другой.

«Внушенная идея, — писал Брэйд в 1843 году, — до такой степени овладевает психикой субъекта, что, пользуясь ее силой, можно изменить его зрение: внушить не видеть предмет, помещенный у него перед глазами, или заставить его думать, что это совсем другой предмет… Некоторые из этих превращений могли быть вызваны в любой фазе гипнотического сна при помощи слуховых или осязательных внушений. Пациенты обнаруживают в гипнозе или громадную чувствительность, или бесчувственность, или невероятную мышечную силу, или полную потерю воли — смотря по тем впечатлениям, которые можно вызвать у них на короткое время. Впечатления эти проявляются или благодаря слуховым внушениям, исходящим от лица, к которому пациент имеет доверие, или вследствие какого-нибудь физического ощущения, с которым перед тем была ассоциирована данная идея, или еще чаще — вследствие положения его тела, активности или отдыха, сообщенных

или ему самому, или известной группе мышц. С подобными пациентами можно, таким образом, обращаться как с музыкальными инструментами, выбрав только подходящую фазу сна, и заставлять их принимать игру их воображения за самую реальную действительность» (Braid, 1883, р. 247).

«Гипноз в некоторых случаях сопровождается потерей сознания и воли… рассудок и воля загипнотизированных осилены до того, что они в огромной степени покоряются своему временному очарователю, и их воображение возбуждено так сильно, что они видят, чувствуют и поступают ж, как будто все мелькающие в их голове впечатления существуют в действительности. Как бы ни были нелепы эти идеи, но, овладевши всем их существом, приводятся в исполнение» .

 

В своей книге "Нейрогипнология" Дж. Брэйд описывает случаи исцеления методом гипноза многих болезней. Используя гипноз в терапевтических целях, он получаил значительные результаты с нервными тиками, мигренями, параличами, ревматизмом и т. д. Брэйд считал, что гипноз особенно эффективен в лечении функциональных расстройств, поэтому успешно лечил и истерические симптомы (например, глухоту, параличи, головную боль). Историки гипноза сообщают, что Брэйд был одним из первых исследователей, отчетливо разделивших функциональные и органические нарушения.

Заслуга Брэйда в том, что он объяснил гипнотические феномены внушением и сформулировал нейрофизиологическую теорию гипноза, хотя и утопическую. Последнее обстоятельство не позволило расшифровать гипноз, тем не менее вывело его из лона мистики. Остается сожалеть, что он не придал внушению, как оно того заслуживает, ведущей роли и не подумал о применении словесной формы внушения для получения гипноза и для применения его в лечении больных. Учение Брэйда вошло в историю гипнологии под именем «гипнотизм», а также под названием «брэйдизм». Брэйд первым создал научную теорию, в которой гипнотическое внушение заменило животный магнетизм. Тем не менее приходится констатировать, что бастион гипноза взят не был.

Через три года после смерти Брэйда, а именно в 1863 году, в Словаре французского языка Литтре (Littre) было дано определение: «Гипнотизм — физиологический термин. Магнетическое состояние, которое достигается путем разглядывания блестящего предмета на очень близком расстоянии». Термину «гипноз», впервые встретившемуся в Большом французском энциклопедическом словаре 1865–1890 годах, известном под названием Большой Ларусс (т. IX, 1873), было дано такое же определение: «Сон, вызванный главным образом продолжительным разглядыванием блестящих предметов».

 

 

Заключения.

Вклад Брэйда в исследование гипноза трудно переоценить. Его метод фиксации до сих пор явля­ется одним из самых распространенных, он входит во многие технические методы введения в гипноз. Собственно говоря, и термин «гипноз» принадле­жит Брэйду. Этот врач понял уже тогда, что утомле­ние глаз можно ускорить, если держать предмет, на котором фиксируется зрение, не на уровне глаз, а несколько выше — так, чтобы испытуемый был вынужден смотреть снизу вверх. И именно Брэйд начал приближать палец к глазам пациента, как только замечал трепетание век, что опять же ускоряло закрывание глаз. Если опыт не удавался с первого раза, Брэйд начинал все заново, указывая пациенту, что закрыть глаза надо, как только почув­ствуешь желание сделать это.

Правда, Брэйд был прежде всего офтальмоло­гом, он использовал гипноз для снятия боли с глаз больного перед хирургическим вмешательством — ведь наркоз тогда был неизвестен.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.