Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: характеристика типа ВНД по анамнестической схеме.



Цель работы:определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Объект исследования и аппаратура: испытуемый; 42 вопроса, характеризующих силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

Ход работы:испытуемый должен дать ответы, выраженные в баллах. Оценка проводиться по шкале.

Таблица 6.1.

Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы Баллы
Утвердительный ответ: в высшей степени в средней степени в малой степени   +3 +2 +1
Неопределенный ответ:
Отрицательный ответ: в малой степени в средней степени в высшей степени   -1 -2 -3

 

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.

2. В конце учебного года занимаюсь с активно и продуктивно, что и в начале.

3. Сохраняю высокую работоспособность в период экзаменов и зачетов.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело и легко, подавляя страх.

6. Имеется склонность к риску и "острым" ощущениям.

7. На собраниях смело высказываю свое мнение, критикую товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9. Неудачные попытки мобилизуют меня на постижение поставленной цели.

10. В случае плохой оценки на экзамене настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Достойное порицание оказывают на меня положительное влияние.

12. Насмешки и шутки вызывают адекватное состояние.

13. Легко настраиваю внимание во время умственной работы при помехах.

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на работе.

ПОКАЗАТЕЛИ УРАВНОВЕШЕННОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

15. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

16. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

17. Накануне экзаменов, переездов, путешествия – поведение обычное.

18. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.)

19. Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.

20. В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.

21. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

22. Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.

23. Легко храню в секрете неожиданную новость.

24. Начатую работу всегда довожу до конца.

25. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, поручений,

26. Настроение ровное, спокойное.

27. Активность в учебной работе, Физической работе проявляется

равномерно, без периодических спадов и подъемов.

28. Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

29. Стремлюсь скорее начать выполнение всех поручений.

30. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

31. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.

32. Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.

33. Быстро привыкаю к новым людям, к новым условиям жизни.

34. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35. Быстро втягиваюсь в новую работу.

36. Легко перехожу от одной работы к другой.

37. Люблю, когда задания часто меняются.

38. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

39. Легко переключаюсь от неудач и неприятностей к деятельности.

40. Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).

41. Часто меняется настроение по любому поводу.

42. Речь и движения быстрые.

Сложите в каждой графе баллы со знаком "+" и отдельно со знаком "-", переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл. На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более – высокая, 49 - 25% - средняя, 24 - 0% - низкая

Соответствующие границам цифры со знаком "+" характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком "-" - слабость, неуравновешенность и инертность.

Ответы, выраженные в баллах занести в таблицу.

Таблица 6.2.

Сила Уравновешенность Подвижность
Номер показателей оценка Номер показателей оценка Номер показателей Оценка
     
     
     
Сумма баллов со знаком «+»   Сумма баллов со знаком «+»   Сумма баллов со знаком «+»  
Сумма баллов со знаком «-»   Сумма баллов со знаком «-»   Сумма баллов со знаком «-»  
сумма баллов   Сумма баллов   сумма баллов  

Результаты и их оформление:зафиксировать в тетради ответы и дать им трактовку.

Контрольные вопросы. Какие существуют типы темперамента? Назовите теории темперамента, дайте им объяснение. Что такое ВНД? Какие основные свойства нервной системы вы знаете? Какие существуют типы ВНД?

Литература.

1. Физиология человека: общая возрастная, спортивная: лабораторный практикум / Ю.М. Досин, Т.А. Миклуш, Т.В. Ровдо и др.; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Минск : БГПУ, 2009. – С.27-33







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.