История развития психологической службыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Практическая психология образования как практико-ориентированная отрасль психологической науки возникла на рубеже XIX - XX вв. Становление психологической службы сравнивают с развитием экспериментальной психологии и введением в широкие массы тестирования. Эту практику начинают применять в Америке и в 1909 г. Открывается первая психологическая служба и она связана с образованием. До 50 – 60 гг. в Европе идет увеличение психологов, которые вводятся непосредственно в школы. Однако в 50- 60 гг. в связи с развитием гуманистического направления число психологов в учреждениях образования начинает снижаться, в Европе этот процесс начинается несколько раньше, т.к. появляется Закон о правах человека. В России на начальном этапе своего существования детская практическая психология развивалась в контексте педологии. В истории становления отечественной детской практической психологии выделяют несколько этапов ее развития: Первый этап (1900—1907) характеризуется зарождением детской психологии и педологии, появлением первых теорий и исследований психического развития детей, организацией курсов и экспериментальных лабораторий, появлением периодических и монографических изданий по практической психологии. Неоценимый вклад в развитие данного периода внесли И. М. Сеченов, К.Д.Ушинский, Г.И.Россолимо, и др. Второй этап (1908 — 1917) с появлением первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностиче-скую) деятельность. Этот этап ознаменован исследованиями В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, М.М.Рубинштейна, и др. Третий этап (1918 — 1928) характеризуется активным становлением советской детской практической психологии, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка, для развития и совершенствования работы в школах и детских садах. К.Н.Корнилов, Л. С. Выготский и др. Четвертый этап (1929 — 1936) отмечен интенсивным развитием, появлением теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики; изменением социально-политической обстановки и введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь, появлением на этом фоне разрыва между теорией и практикой. Ликвидацией в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу; усилением нападок на педологию и, как следствие, директивным закрытием педологии как науки. Современная история отечественной психологической службы начинается с 80-х гг. прошлого века и связана с именами таких ученых, как, Ю.К.Бабанский, А.А.Бодалев, В.В.Давыдов и др. Анализ современного состояния психологической службы образования показывает ее высокую востребованность всеми субъектами образовательного процесса с целью его психологического обеспечения и реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.
3. Практический психолог осуществляет свою профессиональную деятельность в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, внешкольных учреждениях и т. д. Психолог должен заботиться о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей психологически комфортной среды. Проводить регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определять лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет учет и контроль. Психолог ведет просветительную работу среди детей, учащейся молодежи родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов. Выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения отклонений. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах. Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Психолог отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами. Должен знать: естественнонаучные основы психологии; методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию; психодиагностику, тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию; положение о психологической службе, этический кодекс психолога; юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка, родителей и педагогов. Квалификационные требования. Педагог-психолог высшей квалификационной категории высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога I квалификационной категории не менее 3-х лет, 16 разряд. Педагог-психолог I квалификационной категории высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II квалификационной категории не менее 3-х лет, 15 разряд. Педагог-психолог II квалификационной категории высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки и стаж работы в должности психолога не менее 2-х лет, 14 разряд. Педагог-психолог высшего профессионального училища, лицея, гимназии, колледжа (без категории): высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки без предъявления требований к стажу работы, 13 разряд. Педагог-психолог высшей квалификационной категории других учреждений образования: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога I квалификационной категории не менее 3-х лет, 15 разряд. Педагог-психолог I квалификационной категории других учреждений образования: высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II квалификационной категории не менее 3-х лет, 14 разряд. Педагог-психолог II квалификационной категории других учреждений образования: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки и стаж работы в должности психолога не менее 2-х лет, 13 разряд. Педагог-психолог других учреждений образования (без категории): высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки без предъявления требований к стажу работы, 12 разряд.
5. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет право: 1) самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений; 2) самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ; 3) требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; 4) отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств; 5) знакомиться с необходимой документацией; 6) обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения; 7) участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей в случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций; 8) участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности; 9) проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей. в связи с этим иметь специально отведенное время в учебном расписании занятий; 10) выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях; 11) вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем чтения лекций, выступлений и использования других активных методов обучения; 12) иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией; 13) обращаться в случае необходимости через руководство районного (городского) отдела образования с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям, учащимся и студентам (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.); 14) обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей, учащихся и студентов.
6. Обязанности педагога-психолога: 1) педагог-психолог проводит регулярные массовые обследования с целью контроля над ходом психического развития, процессами обучения и воспитания учащихся; 2) выявляет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль; 3) проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций; 4) ведет просветительскую работу среди учеников, родителей, учителей; 5) участвует в семинарах для психологов; 6) ведет консультационную работу 7) планирует и организовывает профориентационные исследования и проводит профконсультации; 8) заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей психологически комфортной среды. 9) проводит психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска; 10) оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов; 11) проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений; 12) проводит работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях; 13) принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах; 14) проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении психического и физического состояния детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов; 15) проводит научно-методическую работу, включающую формирование банка данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики; 16) разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы; 17) принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.; 18) принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров; 19) взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов; 20) отвечает за правильность ведения документации. осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами; 21) педагог-психолог должен знать: законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка; естественнонаучные основы психологии; общую, возрастную, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда; методологию и методы психологии, математической обработки данных, экспериментальную психологию; общую психодиагностику, общие тестовые методики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
7. Основные этические принципы деятельности психолога призваны обеспечить: · решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; · защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которыми работает психолог; · сохранение доверия между психологом и клиентом; · укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности. Основными этическими принципами являются: · принцип конфиденциальности; · принцип компетентности; · принцип ответственности; · принцип этической и юридической правомочности; · принцип квалификационной пропаганды психологии; · принцип благополучия клиента; · принцип профессиональной кооперации; · принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
10. Практический психолог образования обладает следующими профессиональными качествами: • профессиональной компетентностью; • способностью к совместной деятельности с широким кругом лиц, имеющих отношение к образованию и воспитанию детей; • коммуникативностью, стрессоустойчивостью в процессе общения, гибкостью в позиционном общении; • высокой регуляцией поведения, способностью к контролю и трансформации ситуативной экспрессии; • выраженной образной речью, различными лингвистическими средствами взаимодействия (способностью к адаптации «языка общения»); • толерантностью.
11. Требования к личностным качествам практического психолога образования. Практический психолог образования обладает следующими личностными качествами: • психическим здоровьем; • выраженной аттракцией (физической и личностной привлекательностью); • эмпатийностью, эмоциональной чувствительностью к партнеру по профессиональному взаимодействию, способностью к сопереживанию, сочувствию; • личностной активностью, личностно-эмоциональной стабильностью; • адекватной личностной самооценкой и способностью к рефлексии; • высокой стеничностью (психоэнергетическим тонусом, интеллектуальной работоспособностью).
12. Психопрофилактика ‑ совокупность приемов и способов формирования устойчивости к жизненным трудностям, отрицательного отношения к антисоциальным явлениям и отклоняющемуся поведению. Под профилактикой подразумевают и устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий. Для успешного проведения психопрофилактических работ требуется признание наличия проблем (психосоциальных, медицинских) и необходимости использования новых путей и подходов. Основой организации любой профилактической работы психологических служб должна быть ориентация на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей, и одновременно, на здоровые начала личности. Ведь факторы риска, как таковые, оказывают неблагоприятное влияние на любого человека. Устранение «факторов риска» должно проводиться в первую очередь на государственном уровне. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|