Здавалка
Главная | Обратная связь

Выделяют три этапа профилактических работ.



Первичная профилактика – это психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, в ситуации, когда проблемы еще не возникли. Первичная профилактика нацелена на здоровых людей из «группы риска», до вступления в полосу кризиса. Методы первичной профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают противостоять возможным негативным воздействиям и сохранять психическое здоровье, направлена на создание положительных изменений в окружающей среде как взрослого, так и ребенка.

Вторичная профилактика ‑ методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т. д. Вторичная профилактика может включать специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного отношения и другие мероприятия. Осуществляется он по следующей схеме:

1) диагностика психологического состояния ребенка, выявление особенностей деформации уровней психического здоровья, изучение причин деформации, определение подходов к решению проблем;

2) установление конкретных задач и сфер, в которых может быть оказано конкретное психологическое воздействие, сфер, в которых вмешательство психолога малоэффективно и не составляет сферу его компетенции;

3) нахождение, разработка и апробация приемов, методов и т. д. с помощью которых проводится воздействие.

Задача вторичной психопрофилактики заключается в том, чтобы не дать последствиям аномального развития разрастись до уровня патологии.

Третичная профилактика ‑ организация психологической поддержки и самоподдержки тех, кто сознательно намерен выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение). Профилактическая и реабилитационная работа использует комплекс методов, нацеленных на изменение не только поведения личности, но и состояния социальной среды и формирование вокруг человека позитивно отражающегося социального поля.

 

 

1.13. Формы и методы просвещения и профилактики

 

В русле психопрофилактического направления психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

  • Пропагандирует психолого-педагогические знания среди педагогов и детей.
  • Руководит кружками для учащихся по изучению вопросов психологии.
  • Выявляет источники негативного влияния на личность учащихся и готовит рекомендации для педагогического коллектива по исключению или нейтрализации их воздействия на учащихся.
  • Выявляет детей с запущенным развитием способностей и помогает педагогу составить индивидуальный план выравнивания их развития относительно большинства группы.
  • Консультирует педагогов, готовит предложения на педсовет и проводит другую необходимую работу для предупреждения распростране­ния алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и пр. среди детей.
  • Разрабатывает предложения для пед. коллектива и осуществляет самостоятельно мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
  • Ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у учащихся, связанных с условиямиих жизни, воспитания и обучения.
  • Ведет работу па созданию благоприятного психологического климата в педагогическом и детском коллективах и способствует созданию единого жизнеспособного коллектива учебного заведения.
  • Совместно с педагогами разрабатывает научно обоснованные программы по адаптации учащихся к условиям жизни в учебном заведении иучаствует в их реализации.

Консультирует педагогов по вопросам составления программы индивидуальной работы с учащимися, направленных на обеспечение всестороннего и гармонического развития их личности в ходе учебно-воспитательного процесса

 

 

14. Психолого-педагогический консилиум ‑ это совместная форма работы психолога с педагогами и администрацией образовательного учреждения, определяющая стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем, как отдельного ребенка возрастной группы (класса), так и образовательного учреждения в целом.

В отличие от педсовета психолого-педагогический консилиум предусматривает участие ограниченного круга лиц, имеющих непосредственное отношение к решению данной проблемы.

Содержание, т. е. проблематика психолого-педагогического консилиума всегда отражается в его теме. Наиболее распространена в практике образовательных учреждений следующая проблематика:

· возрастные и индивидуальные особенности и проблемы детей, в школе дополнительно ‑ вопросы успеваемости, поведения, внеклассной деятельности;

· эффективность обучающих и развивающих методов;

· индивидуальный подход и стили взаимоотношений педагогов, с детьми;

· психолого-педагогическое содержание и формы работы с родителями.

Консилиум в образовательном учреждении предусматривает несколько этапов: планирование, подготовку, проведение, отслеживание эффективности.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИДН, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица).

Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы.

 

Таблица 13 – Примерная форма журнала психолого-педагогического консилиума

 

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Основные отклонения в поведении, деятельности и общении ученика Рекомендуемые меры
         

 

 

15. Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей предполагает различные формы работы. Это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Начиная работу в учреждении, психолог, прежде всего, должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что психология не является отраслью медицины; она занимается изучением закономерностей нормального развитая ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Одна из важнейших задач психолога - сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду и школе, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада и школы пути изменения организации жизни детей. Так, труппу и класс целесообразно делить на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится один вид занятий, другие дети могли заниматься другими видами деятельности.

Очень важна помощь психолога воспитателям и классным руководителям в осуществлении индивидуального подхода к детям: ведь проводимые им обследования детских групп, классов и отдельных детей дают богатейший материал понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Конечно, воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих работу с группой и классом, т.е. агрессивных и недисциплинированных, однако психолог должен обратить внимание воспитателя и классного руководителя на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием - застенчивых, робких, неуспешных, одиноких.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.