Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика агентского конфликта и агентских затрат



Глава 5. Теория агентских отношений

Современное предприятие представляет собой команду специалистов, в которую входят управляющие, служащие и работники, акционеры и держатели облигаций. Члены этой корпоративной команды связаны друг с другом формальными и неформальными отношениями. Целью финансового менеджмента, по мнению большинства специалистов, является максимизация стоимости предприятия, т.е. собственности акционеров (в случае с акционерным обществом). Однако менеджеры фирм могут иметь и другие цели, конкурирующие с максимизацией богатства акционеров. Тот факт, что акционеры предоставляют менеджерам право принятия решений, создает потенциальный конфликт интересов, который рассматривается в рамках теории агентских отношений.

Потенциальный агентский конфликт возникает во всех тех случаях, когда менеджер фирмы не является ее собственником. Если фирмой управляет собственник, то он будет стремиться максимизировать свое благосостояние, т.е. действовать наиболее эффективно (в силу своих возможностей, конечно.)

Однако, если владелец фирмы часть своей собственности передает другим инвесторам, то появляется потенциальная возможность возникновения агентского конфликта. Потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций. В такой ситуации максимизация богатства акционеров может не быть их главной целью. По мнению специалистов, главной целью менеджеров-агентов является увеличение размеров фирмы. Создавая крупную, стремительно растущую фирму, менеджеры:

- закрепляют за собой свои места, т.к. скупка контрольного пакета акций другими фирмами становится менее вероятной;

- увеличивают собственную власть, статус и оклады;

- создают дополнительные возможности для своих подчиненных – менеджеров низшего и среднего звена

Менеджеры начинают жертвовать средства корпорации организациям, которым покровительствуют, поскольку большая часть этих расходов ложится на прочих акционеров.

Менеджеров можно побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений и наказаний. Но эти средства эффективны лишь в тех случаях, когда акционеры могут проследить за всеми действиями менеджеров. При этом возникает проблема морального риска, под которым понимается возможность незамеченных действий менеджеров в их собственных интересах.

Для снижения возможности возникновения агентских конфликтов и частичного решения проблемы морального риска акционеры должны нести агентские затраты. Различают 3 категории агентских затрат:

- расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров (например, затраты на проведение аудиторских проверок);

- расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров (например, введение в состав правления внешних инвесторов);

- альтернативные затраты, связанные с созданием специальных условий, ограничивающих действия менеджеров, не соответствующие интересам акционеров, например, введение обязательного голосования всех акционеров или их большинства по определенным вопросам (например, слияния, поглощения и т.д.).

Если акционеры не осуществляют никаких усилий, чтобы повлиять на деятельность менеджеров, то неизбежна потеря эффективности фирмы. Слишком высокие агентские затраты приведут к тому же результату. Акционеры каждого акционерного общества должны найти свое оптимальное соотношение между уровнем агентских затрат и возможными потерями от возникновения агентских конфликтов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.