Здавалка
Главная | Обратная связь

Моделирование текста



Метод, нацеленный на составление моделей текста или егоотдельных фрагментов: интонационно-синтаксических и ритмических моделей. Особо значимым длясмысловой интерпретации текста является метод моделирования текстовых и ассоциативно-смысловых полей ключевых слов. Сначала выделяется: 1) номинант концепта, затем: 2) текстовые смыслы; 3) текстовые ассоциаты.

Методика анализа ассоциативного слоя художественного концепта, вербализованного в тексте, может включать ряд этапов: от выявления внетекстового ассоциативного потенциала ключевого слова – к определению направлений авторского ассоциирования и выделению текстовых ассоциатов – элементов лексической структуры текста, создающих«точки ассоциативного контакта» автора и читателя, – к формированию текстового ассоциативно-смыслового поля концепта.

Рассмотрим детальнее данную процедуру его анализа.

1. Выявление внетекстовых свободных и направленных ассоциаций, стимулированных номинатом концепта (на основе данных ассоциативных словарей или свободных и направленных ассоциативных экспериментов), формирование ассоциативного поля ключевого слова.

2.Определение на основе полученного узуального ассоциативного поля типичных для носителей данного языка направлений ассоциирования, стимулированных ключевым словом, значимых для последующего диалога автора и читателя.

3. Изучение различных регулятивных средств текста, включая индивидуально-авторские, определение их ассоциативной связи (по сходству, смежности, контрасту) с ключевым словом-номинатом концепта, эксплицированным в тексте или актуализированным внемимплицитно. (Особенностью художественных концептов, как показывает анализ, является частое отсутствие в тексте прямых номинатов концепта и усиление роли его образных репрезентантов и косвенных актуализаторов на ассоциативном уровне). Под регулятивными средствами понимаются элементы текстовой системы, выполняющие определенную «волевую» задачу автора (Л.С. Выготский), реализующие его эстетическую программу. Регулятивные средства, связанные ассоциативно с ключевым словом-стимулом (номинатом концепта), имеющимся в тексте или актуализированным средствам и текста косвенно, приобретают статус текстовых ассоциатов.

4. Выделение ассоциативных рядов из имеющихся в тексте ассоциатов (элементов его лексической структуры), а на их основе – текстовых направлений ассоциирования. Каждое направление ассоциирования отражает одну из граней художественного концепта, репрезентированного в тексте и выявляемого на основе ассоциативно-семантических, тематических, грамматических и других связей лексических единиц.

5. Обобщение репрезентированных в тексте разных направлений ассоциирования, формирование текстового ассоциативного поля художественного концепта, а на его основе – конкретизация содержания художественного концепта.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.