Многодисциплинарный характер науки о принятии решений
Термин «принятие решений» встречается в различных научных дисциплинах. Прежде всего следует назвать экономику, где исследуются проблемы разумного, рационального использования ограниченных ресурсов потребителем (покупателем товаров) и производителем. Считается, что у людей есть «внутренние весы», на которых «взвешивается» привлекательность различных объектов - их полезность. Экономика определяет правила рационального поведения людей в задачах выбора [6]. Термин «принятие решений» активно используется в когнитивной психологии [7]. Психологи давно изучают особенности человеческой системы переработки информации. Рассматриваются гипотезы о том, как влияет организация человеческой памяти на процесс принятия решений. Психологи стремятся экспериментально определить границы человеческих возможностей в задачах выбора. В такой науке как политология [4] одним из главных объектов изучения является механизм принятия лидерами политических решений. «Принятие решений» — один из основополагающих терминов в научном направлении, известном под названием «исследование операций» [8]. Мы подробно обсудим вопрос о связи принятия решений и исследования операций в лекции 3. Принятие решений является одним из направлений прикладной математики [9]. Ставятся и решаются задачи обоснования свойств функции полезности в зависимости от тех или иных условий, накладываемых на правила выбора. Слова «принятие решений» можно встретить и в зоологии [10], когда исследуются проблемы выбора, совершаемого живыми организмами: бабочками, птицами, рыбами, обезьянами и т.д. Термин «решение проблем», весьма близкий по своему характеру к термину «принятие решений», является центральным для искусственного интеллекта [11]. В рамках этого направления создаются различные компьютерные системы, имитирующие поведение людей при решении тех или иных проблем. В информатике и вычислительной технике в последнее время уделяется большое внимание построению систем поддержки принятия решений, помогающих человеку в задачах выбора [12]. Рассмотрение процессов и проблем принятия решений в различных научных дисциплинах вполне оправдано. Центральным для этих проблем является сам акт выбора человеком одного из вариантов решений. В отличие от других научных дисциплин в науке о принятии решений основным предметом является исследование процесса выбора. Эта наука изучает, как человек принимает решения и как следует ему в этом помогать, создавая специальные методы и компьютерные системы. Итак, принятие решений — это прикладная научная дисциплина. Основную роль в ее развитии играют практики, помогающие людям в сложных задачах выбора. Создание методов принятия решений требует рассмотрения математических, психологических и компьютерных проблем. В связи с этим в развитии принятия решений как научного направления принимают участие математики, психологи, политологи, специалисты по искусственному интеллекту, теории организаций, информатике, вычислительной технике. Мы покажем в данной книге, что междисциплинарный характер во многом определяет специфику принятия решений как научного направления. Выводы 1. Принятие решений - это специфический , жизненно важный процесс человеческой деятельности , направленный на выбор наилучшего варианта действий . 2. В принятии решений принято различать следующие персональные позиции людей : - лицо , принимающее решения ( ЛПР ); - владелец проблемы ; - участник активной группы ; - избиратель ; - член группы , принимающей согласованные решения ; - эксперт ; - консультант по принятию решений ; - помощник ЛПР . 3. Варианты действий принято называть альтернативами ; показатели привлекательности альтернатив называют критериями . Уровень привлекательности определяется оценкой по критерию . 4. В процессе принятия решений выделяют три этапа : поиск информации , поиск альтернатив , выбор лучшей ( или лучших ) альтернатив. 5. Альтернативы , недоминируемые другими , составляют множество Эджворта - Парето . 6. Традиционно принято выделять следующие задачи принятия решений : - упорядочение альтернатив , имеющих оценки по многим критериям ; - классификация многокритериальных альтернатив ; - выделение лучшей альтернативы
1.2. Маркетинговые решения ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|