Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути повышения качества подготовки специалистов на ф-те ФК и С


На сегодняшний день проблема, связанная с качеством товаров и услуг, а также и образования, занимает важную роль во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. Все это связано с переменами, которые происходят во всех областях жизни современного общества, так же и в самой образовательной сфере.

Качества образования , является определяющим фактором конкурентоспособности отдельных учебных заведений и национальных систем образования в целом.

По законодательству Российской Федерации в области образования понятие «качество образования» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания

Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Поэтому,происходит значительное возрастание требований к качеству образования и образовательных услуг со стороны потребителей (вузов, ссузов, предприятий и др). Чтобы контролировать качество, тех услуг, предоставляющих в стране,необходима независимая система оценки качества образования.

Главной отличительной особенностью развития образования в мире, на данный момент, является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества и эффективности образования.

Создание системы оценки качества образования в России связано с необходимостью получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами для принятия обоснованных управленческих решений. Для этого необходимы ориентиры для сравнения надежности системы оценивания. На данный момент созданы различные средства и методы, повышения качества образования в целом. В нашей статье мы рассмотрим и предложим всевозможные пути повышения качества подготовки выпускников и учащихся студентов факультета ФК и С.
Для начала рассмотрим методы получения знаний в высшем учебном заведении. Лекция -это быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участников в пассивную позицию слушателя.На метод усвоения знаний таким способом отводится 5%,что является самым низким показателем усвоения знаний. Следующей формой является чтение 10%,но данный метод возможно использовать на материал дополнительного изучения, второстепенно связанных с темой материалов. Использование аудиовизуальных средств (20% усвоения)- не рассматривается, как форма обучения на факультете физической культуре.Использование наглядных пособий (30% усвоения) и обсуждение в группах (50% усвоения), являются наиболее доступными и эффективными для изучения любого материала. Необходимо отметить, что основные формы и методы обучения, которые способствуют повышению качества обучения – это проведение занятий нетрадиционным способом обучения. Основу эффективности современного занятия в вузе составляет, наряду с человеческими ресурсами, потенциал преподавателя, его структурно выстроенный переход от традиционных методов преподавания к нетрадиционным способам подачи теоретической и практической информации. Наиболее эффективным процессом обучения можно считать то обучение, при котором студентам прививаются навыки нового, рефлексивного мышления, при которой задействуется мыслительная деятельность студентов.

Преподаватель должен для полного усвоения нового материала допускать применение мультимедийных средств обучения. Мультимедиа (лат. Multum+Medium) – одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте, в котором содержится текстовая, графическая видеоинформация, интерактивные способы взаимодействия. В данном случае, главным техническим инструментом выступают компьютеры или мультимедийные проекторы. Эти формы и методы доступны и применимы к теоретическому предоставляемому материалу. Что касается практических занятий, то наиболее эффективными методами усвоения являются: Обучение практическим действиям (70% усвоения) и выступление в роли обучающего (90% усвоения). Необходимо отметить, что последние два метода являются наиболее эффективными, для подготовки специалистов высокого уровня.
Для достижения повышения качества образования, а именно на базе факультета физической культуры и спорта рекомендуется использовать методы и средства, на усвоение материала которых приходится свыше 30% теоретической части и свыше 50% практической. Рациональное распределение информации, знаний ,которые исходят от преподавателя является первым путем повышения качества подготовки студентов.
Следующий путь повышения подготовки касается именно практической части. Возвращаясь к качеству образования, можно отметить, что одной из главных проблем высших учебных заведений остается производственная практика подготовки молодых специалистов. Зачастую из-за недостаточной проработанности процесса направления учащихся на практику в реальные профессиональные сферы, в организации, для них организуются классные занятия. Как правило, для студентов гуманитарных специальностей предоставляется возможность работы в компьютерных аудиториях для решения различных производственных задач. Такие задачи в реальной практике выглядят иначе и не позволяют приобрести реальный профессиональный опыт и навыки. Что касается практической деятельности студентов факультета спортивного факультета, то она проходит как, на базе высшего учебного заведения, так в детский лагерях и в общеобразовательных школах г Рязани и Рязанской области. Однако, необходимо добавить, что производственная практика является неотъемлемой частью опыта работы столь необходимого в начале своей профессиональной карьеры. И возможность получить такой опыт еще до окончания университета повышает конкурентоспособность такого специалиста на рынке труда, а соответственно престижность ВУЗа. Исходя из вышеизложенного следует вывод, что любые полученные теоретические знания, должны закрепляться практически, так достигается приобретение опыта в профессиональной деятельности путём непосредственного участия в работе; происходит развитие социально-личностных компетенций, которые необходимы для работы в профессиональной сфере.
Следующий путь качественной подготовки связан с контролем и проверкой подготовки студентов. Проверка знаний, умений и навыков студентов является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний студентов открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания студентов позволяет лучше изучить студентов, их индивидуальные особенности. Наиболее точно и качественно оценивать знания студентов позволяет разнообразие видов и форм контроля. Здесь преимущественно остаются традиционные формы контроля, но для совершенствования и повышения качества подготовки студента к занятиям, необходимо не только, давать задания на самостоятельное изучение уже изученной темы, но и задания на самостоятельное изучения новой темы, с целью того, чтобы студент, уже имел какое-то представление о ней, мог задавать вопросы, после объяснения преподавателя той самой темы. С помощью такой формы ознакомительной подготовки + полное объяснение материала+ закрепление его, студентом будет освоена тема, наиболее качественно и даст значительно больший эффект.
С учетом развития новых технологий, для удобства и комфорта в использовании, возможно создание приложения на базе iOS, Android.
В содержании которого, будет возможность проследить качество преподавательского изложения материала, с помощью рейтинговой шкалы каждого преподавателя. Помимо изложения материала, в рейтинг также будет входить все виды деятельности, который ведет преподаватель. Такое рейтинговое приложения, позволит изнутри оценить качество преподавания в определенном ВУЗе.
Помимо рейтинга преподавателей, приложение, также включает в себя рейтинг студентов. Он будет складываться из активности студента, то есть его участия в разных сферах студенческой жизни, учебной, научной, спортивной и других, а также посещаемости занятий.
Каждый преподаватель после своего выступления, либо после семинарского или практического занятия ставит оценку заинтересованности группы в целом, по прошедшему занятию. Шкала оценки рейтинга зависит от уровня заинтересованных/подготовленных студентов, то есть 100-90%; 60-80%; 40-50%; менее 50%. Таким образом, можно оценить не только деятельность каждого ученика в ВУЗе, а так же деятельность группы в целом, факультетов и всего высшего учебного заведения.

Создание такого приложения позволит:
- наглядно оценить работу ВУЗа изнутри;
-повысить качество подготовки студентов;
-выявить активистов в разных сферах деятельности;
-следит за деятельностью групп и факультетов в целом;
-повысить заинтересованность студентов и преподавателей в «поднятии рейтинга».
Создание такого приложения является доступной и удобной формой развития и контроля качества подготовки, как на базе факультета физической культуры, так и на уровне всего ВУЗа в целом.
Для того, чтобы оценить качество подготовки специалиста изнутри на сегодняшний день, на базе факультета физической культуры был проведен анонимный тест-опрос студентов, по качеству образования в которой уровень успеваемости и посещаемости студентов имеют отличные оценки-15; более 50% отличных и хороших оценок- 50; более 50% удовлетворительных оценок-27,5; и число студентов имеющих задолженности составляет 7,5.

Посещаемость лекций составляет :

80-100 %
80-50% 22,5
менее 50 % 7,5

Посещаемость семинаров:

80-100 % 82,5
80-50%
менее 50 % 2,5
   


По приведенным данным видно, что студенты пропускают лекции значительно больше, чем семинарские занятия. На основе полученных данных отметим, что информативность лекций в 90% опрошенных насыщены полезной информацией.

 

Что же касается оценки практической применяемости лекций, то более 40% считают, что материал, помимо необходимой информации имеет также и не нужную. Студенты, имеющие опыт работы, прошедшие производственную практику отмечают, что за время прохождения практики были вовлечены в профессиональную деятельность- 95%.


На современном этапе развития общества, а также и образования, не малую роль отводится и инновационным технологиям. От уровня оснащенности современным оборудованием и материалами зависит уровень подготовки в ВУЗе. Что касается ФФК и С, то 17,5% студентов считает, что оборудования на сегодняшний день нет, 30%- есть, но уже не используется на практике, 57,5% считают, что все занятия, которые проходят полностью оснащены современным оборудованием.

Исходя из вышеизложенных данных, можно отметить, что на сегодняшний день
на факультете физической культуры и спорта создаются условия для повышения качества образования. На базе всего университета работает комиссия по качеству образования, в которой присутствуют председатели данного факультета и их помощники. Ведущей ролью для оценки качества имеет ведение научной деятельности, в которой студенты данного факультета, также ведут активную деятельность. Результаты итоговой аттестации позволяют говорить не просто о соответствии качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта, но и о высоком уровне подготовке специалистов. Представленные в ходе данные позволяют сделать вывод о том, что на факультете созданы основные условия осуществления обучения студентов по аттестуемой специальности «бакалавр» : высокий уровень кадрового обеспечения профильных дисциплин, активная научно-исследовательская, а также воспитательная работа находится на достойном уровне.

Для повышения качества подготовки выпускников необходимы поправки в следующих основных направлениях работы:
- использование методов и средств, на усвоение материала которых приходится свыше 30% теоретической части;

-активизация внедрения инновационных методов обучения студентов в повседневную практику преподавателей факультета физической культуры;

-осуществление многоуровневого мониторинга на основе результатов основных видов контроля качества обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий;
-привлечение студентов физической культуры к активной научной деятельности

-внедрения специальных программ приложения на базе iOS, Android.


 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.