ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Упражнения на развитие фонационного дыхания.Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов. Пример упражнения. Упражнение «Подуем на плечо». Подуем на плечо, (Вдох, выдох с поворотом головы вправо.) Подуем на другое. (Вдох, выдох с поворотом головы влево.) Нам солнце горячо (Вдох, выдох с подъемом головы вверх.) Пекло дневной порою. (Вдох, выдох с подъемом головы вверх.) Подуем мы на грудь (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.) И грудь свою остудим. (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.) Подуем мы на облака (Вдох, выдох с круговым движением головы.) И остановимся пока. (Вдох, максимально длительный выдох.) Упражнения на развитие голоса.Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз. Примеры упражнений. Упражнение 1. Дети сидят на стульях. Пропевание гласных зву-ков а-э-и-о-у и слогов ма-мэ-ми-мо-му по гамме с изменением силы голоса и тональности. Упражнение 2. И. п. - сидя на стульях. Пропевание каждой сту-пени лада на слоге ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ми-ре) с изменением тональности. Упражнение 3. Пропевание каждой ступени лада на слогах да, ла, ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми). Упражнения на развитие артикуляции и дикции.Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, раз-витию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения глас-ных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласны-ми проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Нарисуй круг». И. п. - стоя в кругу, руки опуще-ны. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о. Упражнение 2. «Раздвинь стены». И. п. - стоя в кругу, руки согнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и. Упражнение 3. «Пловцы». И. п. - стоя в кругу, руки перед гру-дью, ладони повернуты вперед. Руки идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э. Упражнение 4. «Баскетбол». И. п. - сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-бэ, бы-бы-бы. Упражнение 5. «Бокс». И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Руки поочередно выбрасывают вперед, произнося слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну. Упражнения на развитие координации движений и речи.Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения). Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст детей, их речевые и двигательные возможности. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Снежинки». (И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.) Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.) Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.) Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.) Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.) Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.) Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.) И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.) Упражнение 2. «Метели». (И. п. - основная стойка, руки опу-щены.) Метели, метели летели, летели, (Покачивание над головой прямыми руками.) Стелили в долинах из снега постели, (Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону.) Кружились метели, звенели метели, (Наклоны вправо и влево.) Над лесом, над полем гудели и пели. (Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.) Упражнения на развитие речевого внимания.Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят, разбежавшись по всему залу. По сигналу «Птицы летают» они начинают двигаться, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети, каждый по-своему, изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» — дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза. Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две группы, одни из них - жуки, другие - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая группа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая произносит звук ш. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» — первая группа произносит звук ж, вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз. Пение.В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диапазон ребенка: у детей 5-6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6-7 лет - от «ре» первой октавы до «до» второй октавы. При воспитании вокальных навыков необходимо уделять большое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), работе над четкой и ясной дикцией. В мелодии песни должны быть короткие интервалы, музыкальная фраза должна быть простой. Темп исполнения медленный или средний. Текст песен подбирается с учетом коррекционной направленности логопедических занятий. Упражнения на развитие мелкой моторики.Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале. Пример упражнения. Упражнение «Зайчики и белочки». Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти сжаты в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев. По 2 раза.) На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.) Выходи скорей в кружок! (3 хлопка, кисти принимают форму шара.) Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочередно касаются пальцев левой руки.) Упражнения с предметами.Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений. Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается. Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи. Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы. Примеры упражнений. Упражнение 1. «Антошка». (Проводится с палками. И. п. - ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.) Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! (Поднимание и опускание рук, 2 раза.) Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! (Повороты палкой перед грудью с приседанием, 2 раза.) Тили-тили, трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали. (Повороты в стороны, палка вытягивается вперед, 4 раза.) Парам-пам-пам, парам-пам-пам! (Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу, 4 раза.) Упражнение 2. «Я на солнышке лежу». (Проводится с лентами. И. п. - ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках.) Я на солнышке лежу. (Поочередное поднимание и опускание рук, 4 раза.) Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой, 4 раза.) Все лежу и лежу. (Два наклона вниз с вытянутыми руками.) И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с поворотом на 360°, руки над головой.) Речевые упражнения.Речевые упражнения используются на ло-горитмических занятиях с музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Примеры упражнений. Упражнение 1. Чтение стихотворения С.Маршака «Мяч». (Муз. сопровождение в размере 2/4, темп быстрый.) Упражнение 2. Чтение стихотворения А. Барто «Барабан». (Муз. сопровождение - Е.Тиличеева, «Марш».)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|