Здавалка
Главная | Обратная связь

Первое упражение (релаксация)



1) Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

2) Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3) Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела – с попеременным напряжением и расслаблением.

4) Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

В заключение мысленно "пробегитесь" по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

Порядок выполнения концентрационных упражнений

1) Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

2) Сядьте на табуретку или обычный стул – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

3) Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой визуальной информации).

4) Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

5) А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

б) концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе.

Сосредоточьтесь на "своем" слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату – релаксации всей мозговой деятельности.

6) Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

7) Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде – на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) прийдет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

3. Осветить такие вопросы как влияние стрессов на здоровье человека, психосоматичсекие болезни, посттравматический синдром, (ПТСР).

 

4. Посоветовать литературу о стрессе.

 

До педагогов, родителей и детей важно довести сведения по проблеме стресса, влияние стресса на жизнь человека, описать способы борьбы со стрессом и объяснить куда стоит обращаться для преодаления стресса.

Коррекционно – развивающая работа:

Проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. При этом используются разнообразные методы: тренинг поведения, развития личностных и средовых ресурсов, когнитивная модификация и терапия, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, элементы психодрамы, индивидуальная и групповая психотерапия, круглые столы, совещания.

Программы профилактики для данного возраста также используют комплексные подходы. В них есть специальные занятия по темам, касающимся стресса и проблем-разрешающего поведения, формирования навыков оценки проблемной ситуации и принятия решений, способах преодоления личных сложностей, кризисов и межличностных конфликтов. При этом вся структура занятий предусматривает постоянную тренировку стресс-совладающего поведения участников. Таким образом, предусмотренные программами тренинги являются «тренингами инициации», включающими в себя помимо прочих методов психокоррекционного воздействия и набор испытательных и развивающих процедур, прохождение которых позволяет подростку «войти в мир взрослых».

Рассмотрим этот процесс на примере анализа содержания и структуры конкретных занятий. Хотя, на первый взгляд, ситуация в тренинговой группе подростков среднего и старшего возраста не слишком отличается от обычной, учебной, вместе с тем, в основе лежит иной принцип – не принцип интеллектуального обучения, а эмоциональный и когнитивно-поведенческий подход. При этом активно используется и психодинамический подход, направленный на процесс осознания, и когнитивный, сфокусированный на понимании и гуманистический, основанный на идее самоактуализации личности. Сочетание вышеназванных подходов позволяет участникам тренинга не просто получить необходимую информацию, а «здесь и сейчас» пережить ситуацию стресса и справиться с ней, а затем, подвергнув рефлексии собственные мысли и переживания, с минимальной помощью ведущего выйти на осмысление и обобщение полученных результатов. Сама структура занятия построена так, чтобы усиливать эмоциональную составляющую. Упражнения, включенные в занятия, содержат компоненты самоисследования, которые затем подвергаются обсуждению и анализу, а также телесные компоненты. Эти особенности делают программные занятия очень результативными. Обобщающая дискуссия о стратегиях, способствующих преодолению стресса, плавно перерастает в разговор о ресурсах совладания с ним: организменных (физическая сила, ловкость), социальных (наличие поддержки), когнитивных (умение ставить перед собой задачи и последовательно идти к их решению, способность к адекватному предвидению последствий своих действий), мотивационно-волевых (умение мобилизоваться), способность, как сказал один из участников, «буквально взглядом» договориться о совместных действиях, правильная оценка психологических ресурсов соперников и т.д. События, происходящие в процессе тренинга, чаще всего оцениваются подростками как эмоционально стрессовые (вызов или угроза), редко как нейтральные, что приводит к большому эмоциональному напряжению. Это имеет ряд следствий для участников. Часть участников боится самораскрытия (возможного вреда). В то же время эмоционально благоприятная, гуманистическая и психологически поддерживающая атмосфера тренинга делает этот процесс весьма значимым и мотивация к самораскрытию нарастает. Эмоциональное напряжение, испытываемое другой частью участников, оценивает стрессовые ситуации, происходящие во время тренинга, как вызов, что, соответственно, фасилитирует поиск адекватных стратегий совладания и актуализацию копинг-ресурсов. Таким образом, обнажается процесс когнитивной оценки ситуации, который может быть осознан, понят, подвергнут обсуждению и когнитивной переработки. Следует отметить, что когнитивные процессы в процессе тренинга актуализируются вследствие высокой эмоциональной включенности участников. В связи с этим становится понятным, что для запуска активного и регулируемого тренером копинг-процесса в целом полезнее любые эмоции, чем незаинтересованное, нейтральное отношение участников.

В процессе тренинга ведется активная работа с искажениями социальной перцепции, как одним из центральных звеньев малоэффективного когнитивного функционирования. Нетерпимый, абсолютистский стиль высказываний некоторых участников вызывает активную обратную связь членов группы. Возникает управляемый тренером процесс конструктивной конфронтации с такими когнитивными искажениями как, например, сверхгенерализованные высказывания, абсолютизация какого-либо мнения, «черно-белое» восприятие сложных явлений. Для многих подростков становится открытием, например, тот факт, что события, которые они переживают как катастрофические, многими участниками воспринимаются по-другому. Некоторым участникам с выраженным «истероидным» компонентом, переоценивающих связь большинства событий с ними персонально, становится полезным узнать, что другие участники не видят этой связи. Особенно ценным является тот факт, что обратную связь по поводу когнитивных искажений подростки получают не от взрослых ведущих, а от сверстников.

Для некоторых участников наибольшую сложность представляет распознавание, расшифровка, анализ поведения других участников. Многие подростки интерпретируют нейтральное или даже доброжелательное поведение других как агрессивное или осуждающее. Стиль поведения таких подростков в группе можно охарактеризовать как защитно-агрессивный. Система упражнений, направленных на распознание и адекватное выражение собственных эмоций, а также на развитие социальной перцепции, эмпатической тенденции, существенно повышает адекватность когнитивных оценок большинства участников и позволяет им преодолеть избегающий, защитно-агрессивный стиль взаимодействия, заменив его более эффективным и конструктивным.

Совместная работа со смежными службами:

Так как мы рассматриваем детей и подростков в рамках данного вопроса, то стоит сказать, чтов решениипроблемы социальный педагог и психолог руководствуются, прежде всего, интересами школьников и задачами их всестороннего и гармоничного развития.

Социально-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией школы (в данном случае).

Деятельность социально-психологической службы осуществляется зам. директора по социальной защите, психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками, логопедом, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, психокоррекции, социальной педагогике, медицинской деятельности.

Ожидаемые результаты:

· Обучить подростков и детей эффективным поведенческим стратегиям, социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им;

· Оказать своевременную психологическую помощь детям и подросткам по профилактике и коррекции стрессового поведения;

· Довести до детей, подростков и родителей сведения по данной проблеме;

· Научить детей, подростков методам борьбы со стрессом;

· Обратить внимание педагогов и родителей на проблему стресса и способствовать их деятельности на помощь детям в борьбе с ним.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.