Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 6. Этика поведение и взаимоотношения медицинских работников



При рассмотрении проблемы этики поведения медицинских работников не обходимо выделить основные и общие вопросы, которые следует соблюдать независимо от того, где работает медицинский работник, в условиям поликлиники, диспансера или больницы.

Условно можно выделить два основных вектора:

- соблюдение правил внутренней культуры — правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному до­стоянию, дружелюбия и чувства коллегиальности;

- соблюдение правил внешней культуры поведения - правилблагопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, медицинская форма). К правилам внешней культуры относится также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям и т.д. Все правила выработаны многовековой историей медицины. Эти требования внешнего поведения медицинского работника касаются всех членов медицинского коллектива. К сожалению, среди медицинских работников, особенно молодых, наблюдается пренебрежение к внешнему виду.

Требования внешней культуры поведения медицинскогот работника:

- взаимная вежливость. Прежде всего, это касается необходимости приветствовать друг друга, не проявляя при этом фамильярности. Очень важно быть сдержанным и тактичным, владеть собой и считаться с желаниями других людей. Беседуя с коллегой, в особенности со старшими коллегами, надо уметь слушать собеседника, не мешая высказать ему то, что он думает, а затем, если в этом имеется надобность, спокойно возразить, но без грубости и личных выпадов, ибо это не способствует выяснению вопросов, а свидетельствует о бестактности и несдержанности.

Нетактичен и неуместен громкий разговор в медицинских учреждениях, не говоря уже о попытке выяснения личных отношений.

- Сдержанность и чувство тактатакже необходимы в отношениях с коллегами. Бестактно спрашивать о причинах плохого настроения, так сказать — «лезть в душу». Умение дорожить своим и чужим временем является внешним проявлением внутренней собранности и дисциплинированности человека.

- Сплоченность, дружеское взаимопонимание, нормальные отношения всех членов коллектива друг с другом, соблюдение субординации, уважение труда каждого человека, дух честной откровенной критики создают определенный «психологический климат», благоприятно влияют на качество работы.

Интриги разлагают коллектив, который в этих условиях распадается на враждующие группы. Эти настроения нередко становятся известны и больным. Коллектив в таких случаях становится трудноуправляемым. Подобные действия противоречат этике медицинского работника.

Основная задача руководства медицинского учреждения и профсоюзной организации — добиться, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, ориентированным на выполнение единой задачи — охрану здоровья населения.

Каждый дефект в поведении персонала в отделении легко попадает в поле зрения сразу нескольких десятков пациентов и становится предметом их обсуждения, подрывает авторитет как медицинского работника, допустившего это нарушение, так и целого коллектива.

Соблюдения правил субординации во всех звеньях медицинской структуры: санитарка, постовая сестра, процедурная сестра, сестра-хозяйка, старшая сестра, ординаторы, заведующий отделением, при четком выполнении ими своих профессиональных обязанностей, благоприятно влияют на лечебный процесс. Нарушения субординации, конфликтные ситуации между больным, младшим или средним медперсоналом нельзя оставлять без внимания. Замечание младшему по должности необходимо сделать тактично, объяснить, что помощь больному — это долг медицинского работника. Не следует это делать демонстративно при больном, а попросить зайти в процедурный или другой кабинет и поговорить.

Для лучшего понимания состояния больного и характера его переживаний медицинскому работнику необходимо также знать социальное, семейное и должностное положение больного.

Например, многие больные, поступающие в онкологический стационар, постоянно испытывают мучительные переживания: злокачественная или доброкачественная у них опухоль? Естественно, они постоянно пытаются выяснить это у врача или медицинской сестры. Во время беседы пациент напряженно следят за мимикой , за тоном голоса, характером ответа. Больные прислушиваются к беседам врача и медицинской сестры, медицинских сестер между собой, пытаясь в их разговоре уловить сведения о своем состоянии. Психика больных очень ранима, поэтому нарушение этики взаимоотношений между медицинскими работниками они воспринимают особенно остро.

К важным вопросам медицинской этики относится этика взаимоотношений медицинского работника с родными и близкими больного.

Основными вопросами сбора анамнеза жизни, настоящего заболевания и динамики состояния в процессе лечения занимается врач при непосредственном общении с больным. Общение и взаимоотношения медицинского персонала с родственниками пациента также влияют на течение болезни. Родственники обращаются с вопросами о состоянии больного, интересуются его сном, аппетитом, настроением и многим другим.

При насыщенном рабочем дне, медицинскому персоналу мало остается времени на контакт с многочисленными родственниками и близкими больных, поэтому их назойливые вопросы могут раздражать, вызывать недовольство, желание быстрее от них избавиться, избежать контакта с ними. В этих случаях мысленно нужно поставить себя на место этих людей. Постараться успокоить, повозможности тактично ответить на их вопросы, проявить понимание и сострадание.

Бестактное поведение может привести к появлению обоснованных жалоб в адрес руководства и к мнению, что культура и качество обслуживания в данном медицинском учереждении находятся на невысоком уровне, вызвать желание перевести близкого человека в другую больницу. Мнение родственников передается больному, вызывает у него негативное отношение и недоверие к персоналу и отрицательно сказывается на его нервно-психическом и соматическом состоянии.

Вопросы к модулю

1.Межличностное общение - это процесс взаимодействия…

а) человека с самим собой;

б) с социумом;

в )человека с человеком;

г) с окружающей нас природой.

2.Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно

выступать в роли…

а) субъекта;

б) объекта;

в) субъекта и объекта;

г) индивида.

3. Потребность в общении у детей -это…

а) врожденноеявление;

б) генетически обусловленное явление;

в) формируется в процессе взаимодействия со взрослым;

г) формируется в процессе взаимодействия с детьми.

4. Какое общение более результативно при общении врача с пациенто

а) гуманистическое;

б) императивное;

в) конфликтное

г) манипулятивное.

5.Назовите вид общения, при котором субъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) нежелательное;

г) желательное.

6. Назовите вид общения, при котором учасники выступают как носители

определенных ролей

а) межличностное;
б) межперсональное;

в) ролевое;

г) массовое.

7. Коммуникатор в процессе общения …

а) передает информацию;

б) принимает информацию;

в) анализирует информацию;

г) не участвует в коммуникативном процессе.

8. Назовите общение, которое относится к критерию временного ограниченияобщение:

а) монологическое;

б) диалогическое;

в) конфликтное;

г) длительное.

9. Перцептивная функцияобщения это-

а) обменинформацией;

б) восприятия и познания друг друга в процессе общения;

в) понимание друг друга в общении;

г) процесс взаимодействия в общении;

10. Интерактивная функция общения это -

а) обмен информацией;

б) восприятия и познания друг друга в процессе общения;

в) понимание друг друга в общении;

г) процесс взаимодействия в общении;

11. Какое общение более результативно при общении врача с пациенто

а) конфликтное;

б) императивное;

в) гуманистическое;

г) манипулятивное.

12. Успешный обмен информацией возможен лиш при…

а) условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны

всем учасникам коммуникативногопроцесса;

б) наличии двух людей;

в) наличии группы людей;

г) желании людей общаться;

13. Реципиент в процессе общения…

а) передает информацию;

б) принимает информацию;

в) анализирует информацию;

г) не участвует в коммуникативном процессе.

14. Коммуникативная функцияобщения это-

а) обмен информацией;

б) восприятия и познания друг друга в процессе общения;

в) понимание друг друга в общении;

г) процесс взаимодействия в общении;

15.Неконтролируемая «утечка информации» при невербальном общении

осуществляется

а) через лицо человека

б) через руки

в) через корпус тела

г) через ноги и ступни

16. Интимное расстояние при общении

а) 0 – 45 см

б) 46 – 120 см

в) 121 – 400 см

г) 401 – 750 см

17. Персональное расстояние при общении

а) 0 – 45 см

б) 46 – 120 см

в) 121 – 400 см

г) 401 – 750 см

18. Социальное расстояние при общении

а) 0 – 45 см

б) 46 – 120 см

в) 121 – 400 см

г) 401 – 750 см

19. Публичное расстояние при общении

а) 0 – 45 см

б) 46 – 120 см

в) 121 – 400 см

г) 401 – 750 см

20. Наиболее активно и продуктивно общение в группе, которая располагается

а) «подковой»

б) учебный класс

в) круг

г) «аквариум»

21. Определите отношение коммуникатора к реципиенту, если при общении у него скрещены руки , «нога на ногу», нет жестикуляции, короткий зрительный контакт, напряженные интонации

а) позитивное отношение

б) отношение доминирования

в) негативное отношение

г) отношение подчинения

22. Какой вид коммуникации направляет свои сигналы на отдельного получателя информации

а) горизонтальная

б) аксиальная

в) ретиальная

г) вертикальная

23. К массовым коммуникациям относятся

а) общение в группе

б) СМИ

в) слухи

г) стихийно организованные коммуникации

24. Внимательное молчание

а) плохое слушанье

б) отсутствие слушанья

в) нерефлексивное слушанье

г) эмпатическое слушанье

25. Слушанье, при котором улавливают эмоциональную окраску идеи общения и те чувства, которые человек при этом испытывает, называется

а) нерефлексивным

б) рефлексивным

в) эмпатическим

г) плохим слушаньем

26. Обратная связь в общении необходима

а) для того, что бы оценить партнера

б) помочь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, чувства и что они вызывают у других

в) указать партнеру на его неправильное поведение

г) для того, что бы поддержать разговор

27.Самым мощным передатчиком невербальной информации по классификации П.Экмана и У.Фризена являются

а) лицо человека

б) руки человека

в) корпус тела

г) ноги и ступни

28. Определите отношение коммуникатора к реципиенту, если при общении он «нависает» над партнером, похлопывает по плечу, поза расслабленная, медленно говорит, чаще устанавливает визуальный контакт

а) позитивное отношение

б) отношение доминирования

в) негативное отношение

г) отношение подчинения

 

29. Какой вид коммуникации имеет своим адресатом многих реципиентов

а) горизонтальная

б) аксиальная

в) ретиальная

г) вертикальная

30. Исключите из перечисленных утверждений неверное:

а) врач должен владеть внушением, как способом психологического воздействия;

б) для успешного воздействия на больного, врач должен уметь манипулировать;

в) врач должен владеть разъяснением, как способом психологического воздействия;

г) врач должен владетьубеждением, как способом психологического воздействия

31. Исключите из перечисленных механизмов, механизм, который осложняет процесс межличностного познания

а) идентификация;

б) эмпатия;

в) эгоцентризм;

г )рефлексия.

32. Эффект первого впечатления это-

а) восприятие знакомого человека, при котором значимой и запоминающейсяоказывается последняя, новая информация;

б) в условиях дефицита информации приписывание друг другу, как причины поведения, так и ее образцов или общих характеристик;

в) оценка человека или черт его характера по первому впечатлению;

г) тенденция воспринимающего преувеличивать личность партнера: переносить

благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

33. Эффект ореола это-

а) тенденция воспринимающего преувеличивать личность партнера: переносить

благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

б) восприятие знакомого человека, при котором значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация;

в) в условиях дефицита информации приписывание друг другу, как причины поведения, так и ее образцов или общих характеристики;

г)оценка человека или черт его характера по первому впечатлению;

34. Эффект новизны это –

а) тенденция воспринимающего преувеличивать личность партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества;

б) восприятие знакомого человека, при котором значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация;

в) в условиях дефицита информации приписывание друг другу, как причины поведения, так и ее образцов или общих характеристики;

г) оценка человека или черт его характера по первому впечатлению;

35. Рефлексия это –

а) способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

б) постижение эмоционального состояния другого человека;

в) внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт;

г) процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.

36.Эмпатия это –

а) способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

б) внутреннее представление о том, что думают обо мне люди, с которыми вступаю в контакт;

в) процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных стереотипов.

г) постижение эмоционального состояния другого человека;

37. Определите, какой фактор социального восприятия влияет на возникновение оценочной ошибки при формировании утверждения: «Люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды».

а) фактор превосходства;

б) фактор привлекательности партнера;

в) фактор сходства воспринимаемого лица с наблюдателем.

38. Определите, какой фактор социального восприятия влияет на возникновение оценочной ошибки при формировании утверждения: «Красивый человек более уверенный в себе, более искренний и счастливый ».

а) фактор превосходства;

б) фактор привлекательности партнера;

в) фактор сходства воспринимаемого лица с наблюдателем.

39. Конфликт между группой и руководителем это-

а) вертикальный конфликт;

б)горизонтальный конфликт;

в) смешанный конфликт;

40. Межличностный конфликт

а) вызывается различными психологическими факторами внутреннегои мира личности являющимися несовместимым;

б) наиболее распространенная форма конфликта в обществе;

в) возникает между различными группами в организации;

г) возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения.

41. Внутриличностный конфлики

а) вызывается различными психологическими факторами внутреннегои мира личности являющимися несовместимым;

б) наиболее распространенная форма конфликта в обществе;

в) возникает между различными группами в организации;

г) возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения.

42. Межгрупповой конфликт

а) вызывается различными психологическими факторами внутреннегои мира личности являющимися несовместимым;

б) наиболее распространенная форма конфликта в обществе;

в) возникает между различными группами в организации;

г) возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения.

43.Ятрогенные заболевания возникают …

а) при неправильной установке диагноза;

б) при неправильном лечении;

в) при ошибке в диагностике;

г) при неблагоприятном воздействии на психику больного слов врача.

44. Исключите из перечисленных утверждений неверное:

а)врач должен владеть внушением, как способом психологического воздействия; убеждение.

б) врач должен владеть разъяснением, как способом психологического воздействия;

в) для успешного воздействия на больного, врач должен уметь манипулировать;

г) врач должен владеть убеждением, как способом психологического воздействия;

45. Выберите из перечисленных вопросов "открытый".

а) Вам это было трудно сделать?

б) Для Вас это было важно?

в) Что Вы почувствовали, когда это сделали?

г) Вам кажется, что он не придерживается назначенной схемы лечения?

46. Выберите из перечисленных вопросов "закрытый".

а)Что Вы почувствовали, когда это сделали?

б) Вам это было трудно сделать?

в) Что Вас тревожит?

г) О чем бы Вы хотели поговорить сегодня?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.